На этой неделе вышли данные Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) за октябрь по продажам легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта — в России продано чуть меньше 130 тыс. авто. Это на 8\% (11 тыс.) меньше, чем в сентябре и сразу на 38,5\% (81 тыс.) меньше октября прошлого года.
В совокупности за 10 месяцев 2015 года в России продано 1,32 млн машин (-33,6\%). Отрицательная динамика будет только усиливаться, полагают эксперты.
После роста продаж, начавшегося в сентябре прошлого года и сделавшего резкий рывок в декабре, через месяц последовал такой сильный спад, что показатели до сих пор остаются в минусе — в среднем на 30−35\% ниже прошлогодних значений [см. ГРАФИК].
Динамика вполне объяснима — падение курса рубля, волнения на валютном рынке, сокращение доходов населения на фоне роста цен.
Источник: АвтоБизнесРевю
Прошедшие 10 месяцев оказались крайне неспокойными для авторынка: с января по март наблюдался рост (+24,3 тыс. авто), однако затем продажи упали.
Вторая половина года началась с отрицательного роста продаж, но в течение двух месяцев показатели вновь достигли уровня марта и даже чуть выросли — 140,9 тыс. авто было продано в сентябре, и это максимальный объем реализации с начала текущего года.
Что касается цен, то рост был также неравномерным — наибольшая интенсивность пришлась на первый квартал 2015, затем авто даже чуть подешевели, а в сентябре цены снова пошли вверх.
По данным аналитического агентства «Автостат», за период с 1 сентября 2014 года по 20 октября 2015 года розничные цены на новые авто в России выросли на 25\%.
Источник: Автостат
Разберемся, какие марки в России еще продаются.
В тройку лидеров на российском авторынке по продажам входят АВТОВАЗ, реализовавший в прошлом месяце 20,6 тыс. авто (-46\% гг.), KIA (14,4 тыс.; -17\%) и Hyundai (14,1 тыс.; -8\%).
Далее идет Renault — автомобили этой марки выбрали 10,8 тыс. покупателей (-35\%), а замыкает топ-5 Volkswagen, реализовавший 6,9 тыс. машин (-26\%).
В Топ-10 самых продаваемых марок по итогам октября также вошли Toyota (6,7 тыс. шт., -48\%), Nissan (6 тыс., -49\%), УАЗ (5,3 тыс., -23\%), ГАЗ (4,8 тыс., -26\%) и Skoda (4,6 тыс., -38\%).
Очевидно, что в тройке лидеров оказались те марки, которые представили на рынке наиболее доступные для массового потребителя модели, и чем они дешевле, тем больше шансов на успешную продажу.
Теперь рассмотрим структуру региональных продаж и позицию столицы Татарстана в «турнирной таблице». В регионах с ростом (а точнее с наименьшим падением) сложилась следующая ситуация (данные за 8мес. 2015 г.).
Краснодар потерял меньше всех в объеме рынка из числа топ-10 крупных городов России. На втором месте Москва — минус 37,6\% (138,7 тыс. шт.), на третьем — Ростов-на-Дону — минус 38,4\% (8,6 тыс. шт.). Самое большое снижение объемов рынка по отношению к показателям 8 месяцев 2014 года среди крупных городов, вошедших в десятку, зафиксировано в Екатеринбурге — минус 48,5\% (11,7 тыс. шт.).
Ниже среднего по рейтингу уровня — падение в Казани (-42,2\%), Нижнем Новгороде (-45,2\%), Уфе (-48,4\%).
Источник: Автостат
Всего в России за этот период было реализовано 851,2 тыс. авто (1,32 млн шт. за 10 мес.), 275,4 тыс. шт. — в городах из топ-10.
Почти половина всех продаж «десятки лидеров» приходится на Москву 138,7 тыс. из 275,4 тыс., затем идет Санкт-Петербург (52,3 тыс.) и Казань (14,9 тыс.).
Лидер на рынке новых легковых авто в Казани — отечественная LADA. Второе место занимает KIA, третье — Renault. Далее следуют Hyundai и Volkswagen. «Тройка» лидеров по моделям выглядит так: KIA Rio, LADA Granta, Hyundai Solaris.
Эксперты уверены: негативные тенденции на рынке сохранятся, а потребителям не стоит ждать традиционных новогодних распродаж.
«Отрицательная динамика будет усиливаться. Программы поддержки автопрома заканчиваются, потребительский настрой снижается. Распродажи пока идут, но цены уже не настолько привлекательны, как в начале года.
В прошлом году в ноябре-декабре продажи составляли 230 и 270 тысяч штук соответственно. Так что «база» довольно высокая. Текущие ожидания 130−140 тысяч в месяц. Может быть в декабре 150. Большему взяться просто неоткуда — в плюс играют распродажи/скидки, в минус вышеописанные факторы. Так что получим предстоящую месячную динамику — 43−48\%. В целом по году падение будет порядка -36\%. Абсолют будет на уровне 1,6 млн автомобилей, включая LCV", — говорит директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
По его словам, склады у дилеров сейчас «примерно в два раза меньше, чем в прошлом году», так что больших распродаж в нынешнем сезоне не будет.
«Конечно, в маркетинговых целях многие производители и дилеры будут «кричать» о скидках, спецакциях и «ценах от…», но повторюсь — это лишь для маркетинговых задач привлечения трафика в салоны. В реальности текущие дистрибьюторские цены и так ниже аналогов во всех остальных странах.
Рубль девальвировался к доллару в два раза, а цены на автомобили выросли лишь на 25\%. Учитывая, что автомобиль — это валютная ценность, текущая ситуация на нашем рынке для большинства автопроизводителей ведет к убыткам с каждой проданной машины. Маркетологи, занимающиеся ценообразованием внутри брендов, сейчас спят и видят, как «обхитрить» потенциальных клиентов. Им надо и перманентно поднимать цены и в тоже время предлагать клиенту «выгоду». А это сделать не так-то просто", — констатирует Целиков.
Определяющим моментом на рынке, по его мнению, станет весна 2016 года — правительство может возобновить программу поддержки авторынка и автопрома, «немного поможет» сезонный фактор, да и рубль, возможно, «станет вести себя чуть постабильнее».
Александр Токарев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: