Кабмин РТ внес на рассмотрение Госсовета законопроект о расширении списка видов деятельности, к которым может применяться патентная система налогообложения — в первом чтении он будет рассматриваться уже на ближайшей сессии республиканского парламента 19 ноября.
Тем самым планируется увеличить поступления в бюджет республики и создать условия для открытой работы индивидуальных предпринимателей.
Законопроект планирует увеличить размер годового дохода для индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере розничной торговли и транспортных услуг.
Так, например, возможный размер дохода за перевозку автотранспортом вырастает с 270 до 600 тыс. рублей, такси — с 250 до 500 тыс. рублей, перевозку пассажиров автотранспортом — с 1 до 1,8 млн рублей, перевозку грузов водным транспортом — с 250 тыс. аж до 1 млн рублей.
Вероятно, все это приведет к росту стоимости самого патента, составляющего 6% от возможного дохода.
Изначально патентная система задумывалась, чтобы упростить работу предпринимателей и снизить налоговое бремя для микро-бизнесов — предпринимателей, которые работают в секторе самозанятости.
Патент был призван снизить административную нагрузку на такой бизнес. Но с нынешними ставками патенты все менее и менее интересны.
Новое повышение базовой доходности делает патент абсолютно невыгодным.
Важно, что пользователи патента не имеют возможности уменьшить сумму уплачиваемого налога на сумму взносов в фонды социального страхования. Приходится платить на 100% и патент, и взносы. Поэтому предприниматели склонны выбирать другие, более выгодные спецрежимы.
В качестве потенциально возможного дохода взяли среднюю сумму по рыночному сегменту. Конкретных расчетов представлено не было. Не получил их и аппарат уполномоченного.
Ожидалось, что министерство финансов Республики Татарстан даст обоснование тех сумм потенциальной доходности, которые оно же и предложило. По факту сейчас это обоснование отсутствует. При рассмотрении законопроекта мы обратили на это внимание, попросили доработать документ.
Отсутствуют и данные о прогнозируемых доходах бюджета, так как эта аналитическая работа просто напросто не была проведена.
Цель представленного законопроекта — привести региональное законодательство в соответствие федеральному.
Еще в июле 2014 года были приняты изменения, согласно которым было запрещено дифференцировать суммы потенциального дохода между муниципальными образованиями в рамках одного региона в отношении отдельных видов деятельности.
Для исчисления налога использовалась базовая доходность, которая в Казани вдвое отличалась от доходности в других городах.
По новому законопроекту сумма дохода в Казани осталась прежней, а уровень потенциальной доходности в других городах поднялся до казанской максимальной планки.
Были предложения привести уровень доходности к средней величине, проанализировать ситуацию, провести расчеты. Но было решено иначе, чтобы избежать «выпадающих» доходов. Аналогичным образом было принято и решение об увеличении количества видов деятельности, попадающих под патентную систему налогообложения.
К сожалению, полагаю, этот подход приведет к тому, что еще больше предпринимателей откажутся от применения патента и уйдут «в тень».
Новый уровень патентных платежей будет неподъемным для бизнеса. Как следствие, экономический эффект для регионального бюджета окажется отрицательным, если предприниматели уйдут в тень.
Уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей
Тимур Нагуманов,
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: