Новости
22 Октября 2015, 13:00

«Землю можно получить без торгов, полагаю, злоупотребления исключены»

Юрлица получили возможность арендовать землю в Татарстане для строительства без проведения торгов. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнение» юрист Рамис Музипов объясняет, кому и на каких условиях может перепасть «лакомый» кусок земли, а также подчеркивает, что последнее слово по выделению участков в рамках поправок в Земельный кодекс РТ остается за президентом республики.

Юридические лица получили возможность арендовать землю в Татарстане для строительства без проведения торгов. Однако, для приобретения такого участка необходимо соблюдение определенных критериев.

Так, согласно новым поправкам, внесенным в Земельный кодекс РТ, договор аренды земельного участка может быть предоставлен для реализации масштабных инвестиционных проектов и только на основании распоряжения президента РТ.

Правда, понятие «масштабный инвестиционный проект» земельным кодексом не раскрывается. Ст. 33 Кодекса, указывает лишь на критерии, с помощью которых можно хоть как-то его индивидуализировать.

Так, масштабный инвестиционный проект, должен соответствовать одному из следующих критериев: создание или увеличение количества рабочих мест, требование к предполагаемому объему инвестиций, увеличение ежегодных поступлений от налогов, взимаемых на территории РТ, строительство индивидуальных жилых домов и (или) многоквартирных домов, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков.

Качественные и количественные показатели критериев устанавливаются опять-таки президентом Татарстана.

Указанные критерии весьма абстрактны, они не позволяют конкретно дифференцировать масштабный инвестиционный проект от простых инвестиций в строительство.

СПРАВКА:

Закон РТ от 7 октября 2015 года № 67-ЗРТ «О внесении изменения в Земельный кодекс РТ» (принят Госсоветом РТ 25 сентября 2015 года), вступил в силу 8 октября 2015 года.

Закон разработан в целях реализации статьи 396 Земельного кодекса РФ, которой определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юрлицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов РФ.

Полагаю, что конкретные показатели критериев, которые должны быть установлены президентом РТ, сведут на нет данную неопределенность. В противном случае, любой проект по строительству нежилого здания, можно будет привязать к вышеуказанным критериям масштабного инвестпроекта.

Так, например, строительство и эксплуатация любого нежилого здания приведет к увеличению поступления налогов (налога на имущество), а также к созданию рабочих мест, как на этапе строительства, так в период эксплуатации.

Нет сомнений, что возможны злоупотребления с использованием новый нормы, так называемые действия в обход закона, когда реальная функция нормы прикрыта формальным ее соблюдением. Прикрываясь масштабным инвестиционным проектом, недобросовестные лица смогут заполучать рентабельные участки земель практически даром, минуя принцип конкуренции — один из основ рыночной модели экономики.

Такие злоупотребления хотя и возможны, но их реализация, как мне кажется, сведена на нет. Злоупотребить не получится, поскольку предусмотрен «качественный фильтр» отбора претендентов.

Предложения от заинтересованных лиц будут проверяться Кабмином РТ или уполномоченным им органом (скорее всего, таким органом будет Министерство земельных и имущественных отношений РТ), после чего предложение вместе с заключением КМ РТ, будет вноситься президенту республики, за которым и будет последнее слово.

Учитывая тот факт, что окончательное решение о предоставлении земли будет приниматься самим президентом, который выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, соблюдения Конституции и законов, полагаю, злоупотребление исключено.

Между тем, новая ст. 33.3 Земельного кодекса РТ, оставляет без ответа некоторые казусы, которые могут возникнуть в реальной жизни.

Например, как быть в случае, если несколько юридических лиц, желающих реализовать масштабный инвестиционный проект и который соответствует его критериям, претендуют на один и тот же земельный участок? Проводятся ли в таком случае торги, или участок предоставляется первому обратившемуся, а возможно выбор из двух или нескольких претендентов принадлежит президенту РТ. Полагаю, что ответы на эти и другие вопросы даст судебная практика.

Как следствие, возникает вопрос: можно ли обжаловать отказ в предоставлении земельного участка, испрашиваемый по ст. 33.3 ЗК РТ?

Критерии, по которым президент РТ выносит распоряжение о предоставлении земли, не определены. Представляется, что решение будет основываться исключительно на мотивированном заключении Кабмина РТ и на своем личном убеждении. Однако, в таком случае, как суду установить, законно ли принятое решение?

Вопросов пока больше, чем ответов — закон вступил в силу недавно, 8 октября. Полагаю, что президент Татарстана не допустит нарушений и злоупотреблений, и земельные участки смогут получить самые достойные.

руководитель практики юридического агентства ЮНЭКС

Рамис Музипов,

специально для TatCenter.ru*

Ранее в проекте:

Наталия Орлова о бюджете РФ 2016: «Слишком жесткий, чтобы быть реалистичным»

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: