Новости
07 Октября 2015, 10:40

Татарстанские продукты продвинут брендом

Татарстан намерен объединить местных производителей продуктов питания под единый бренд, от имени которого товары будут продвигаться на российском и международном рынках. Попасть в проект можно только через процедуру добровольной платной сертификации. Эксперты проект оценивают неоднозначно: одни говорят о новых возможностях, другие — обеспокоены тем, что цена «значка» будет завышена, а реальной отдачи от него будет мало.

Татарстан намерен создать кооператив местных производителей продуктов питания, которых объединит под одним брендом. Частичную сертификацию производителей, товары которых попадут в бренд, чиновники рассчитывают произвести уже к декабрю. Главная же задача проекта, по их словам, заключается в продвижении татарстанской продукции под единым брендом, а не разрозненно, как это происходит сейчас.

«Проблема заключается в том, что стандарты розничной торговли достаточно высокие, и производители не „совсем дотягивают“ до них», — поясняет генеральный директор ГУП «Национальная торговая марка» Илсур Сафиуллин.

Что такое «Национальная торговая марка»

Само ГУП «Национальная торговая марка» (НТМ) было создано при поддержке президента РТ для разработки системы контроля качества продукции и выхода на международные и внутренние рынки. По инициативе НТМ уже созданы сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые кооперативы по отраслям: молочный СССПК «Каймак», мясной СССПК «МАЛ» и овощной СССПК «Усенте».

Как говорит Илсур Сафиуллин, предложение ранее было озвучено ритейлерам, работающим в Татарстане — переговоры велись с «Ашаном», «Магнитом», «Пятерочкой». Они готовы к сотрудничеству и, как выразился Сафиуллин, «даже могли бы поставить эти товары на свои полки», но объемы, которые предприниматели могут обеспечить, довольно малы.

«Запасов не хватает и на месяц, поэтому ритейлеры предложили группировать товарные группы. И тот уровень, который демонстрируют татарстанские товары, при соответствующем контроле качества, может достичь «мировых стандартов», — уверен Сафиуллин.

Как выяснилось, на регистрацию уже подано пять названий для будущего бренда — «Свой продукт», «Честный продукт», «Юмарт», «Намус «и, собственно, «Национальная торговая марка». Несколько вариантов, по словам Сафиуллина, выбрано для того, чтобы «подстраховаться», на случай, если какое-то из названий уже зарегистрировано или не понравится потребителям.

Отметим, что процесс регистрации бренда — затянут по времени. Сначала названия проверяются на повторы, потом, в течение одиннадцати месяцев происходит регистрация. «Первоначальную проверку мы прошли и где-то на 90% уверены, что эти бренды больше ни за кем не числятся», — поясняет Сафиуллин.

Состав представителей фирм, работающих под таким брендом, формироваться будет на основе добровольной сертификации. В какую сумму она обойдется предпринимателям, Сафиуллин не уточняет, однако отмечает, что в московских кооперативах затраты составляют около 150 тыс. рублей.

Стоимость сертификации во многом будет зависеть от цены на лабораторные исследования. Оценивать качество товаров будут санитарно-эпидемиологическая служба, Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Сейчас проверять просто так службы не могут, так как это запрещено прокуратурой. Если же предприниматели будут представлять национальный бренд, то следить за их качеством будут на ежемесячной основе. Предприниматели, отобранные комиссией, получат специальный лейбл, который станет гарантом того, что качество продукции соответствует требованиям НТМ. Если товар утратит свои первоначальные пищевые характеристики, из состава нацбренда его исключат.

Непосредственно бренд должен принадлежать ГУП «Национальная торговая марка», которая берет на себя обязательства по продвижению продукта.

Заработать на предпринимателях предприятие, созданное с государственным участием, не стремится, уверяет Сафиуллин. «Цель — дать им [предпринимателям, ред.] возможность развиться, чтобы потом совместно получать прибыль», — говорит глава НТМ.

Как будут раскручивать проект?

На первом этапе «раскрутки» проекта будут проводиться конкурсы-фестивали с участием татарстанских производителей, которые получат дополнительную возможность заявить о себе. В дальнейшем они должны стать традиционными «смотрами» товаров НТМ, произведенных в Татарстане.

Первым таким фестивалем станет конкурс в агропромпарке, который пройдет уже 10 октября. В положении сказано, что фестиваль проводится с целью «поддержки и популяризации национальных традиций, лучших образцов продовольственных товаров и национальных блюд Татарстана».

Фестивали будут тематическими, первый посвящен колбасной продукции и называется по-татарски «Казылык». Сл едующий — «Каймак» — посвятят молочным продуктам.

Помимо процедуры отбора лучших, для посетителей фестиваля организаторы готовят «настоящий праздник», сравнивая его с «Октоберфестом», французским праздником молодого вина или испанским праздником помидоров.

Призовой фонд, как и фонд затрат на сам праздник, формируются на деньги производителей. Выставка одной категории товара обойдется фермеру в 10 тыс. рублей. Как правило, крупные предприятия выставляют около пяти товаров, говорит Сафиуллин. На первом фестивале заявлены «Камский бекон», «Челны бройлер», «Пестречинка», «Али и сыновья».

Между тем, Илсур Сафиуллин признается, что многие предприятия, в основном мелкие, от участия в проекте отказались — это, по его мнению, может говорить о неуверенности производителей в качестве продукции.

«Сегодня на рынке они свою продукцию продают, сильно никто не придирается. Наверное, если в магазины она попадает, нельзя сказать, что она очень качественная «, — говорит Сафиуллин.

Нацбренд — «очередной значок» или новая возможность?

Участники рынка, опрошенные порталом TatCenter.ru, неоднозначно оценили новую идею властей.

Так, фермер Мурат Сиразин в качестве своей продукции не сомневается, а вот «акцию по клеймированию татарстанской продукции очередным символом» называет «соревнованием по быстроте покупки значка для своей упаковки».

«Я считаю, что торговая марка должна быть не татарстанской, не российской, а каждого крестьянина отдельно. Чтобы каждый человек выходил со своим брендом, со своей торговой маркой. У меня есть своя собственная торговая марка, и мне этого достаточно. Я боюсь, что это может превратиться в очередной «значок», как и халяль. Все, у кого есть деньги, платят за то, чтобы купить этот символ. В результате этого хорошая, по сути, идея уже дискредитирована в глазах многих потребителей.

Помощь фермерам я вижу в другом — лучше бы власти за пять коров давали, к примеру, доильный аппарат, за семь коров — сыроварню. Вот чем нужно заниматься, и тогда татарстанская продукция заняла бы весь российский рынок", — считает фермер.

Представители фермерской лавки «Коза-дереза», которые сами ищут сельхозпроизводителей в Татарстане, чтобы предоставить им площадку, такому конкурсу, как и брендированию, напротив, рады. Они надеются, что будет сформирован пул ответственных производителей, за качество которых не нужно будет беспокоиться.

«Мы рады, что создается такой фестиваль. Мы сейчас ищем производителей своими силами, и порой это не так-то просто. Некоторые из фермеров, которые заявляются как татарстанские, на самом деле таковыми не являются. Они говорят о том, что производят товар только из татарстанских продуктов, но на самом деле это не так.

Считаю, что это еще и хорошая возможность для фермеров заявить о себе. Есть фермеры, которые «на слуху»: они находят время и ресурсы на то, чтобы размещать информацию о себе в соцсетях и блогах. Но большинство фермеров заняты в производстве, и у них нет выхода на общение с потребителем. Они могут производить, но как продавать свою продукцию, не знают или же не хотят тратить на это время. И если такой конкурс будет проводиться, мы точно будем знать, что это фермеры, а не люди, которые себя за них выдают.

Негативно это может отразиться только на цене продукта. Ведь сертификация потребует вложений, а настоящий фермерский продукт и без того стоит дороже, чем с конвейера", — полагает пресс-секретарь фермерской лавки «Коза-дереза» Алсу Миронова.

Новости
22 Ноября 2024, 19:43

Средняя зарплата в Казани составила ₽88,6 тыс.

Об этом сообщила министр труда, занятости и соцзащиты РТ Эльмира Зарипова.

Среднемесячная зарплата в Казани составляет 88,6 тыс. рублей. Эти данные были озвучены на XXXIV сессии Казгордумы министром труда, занятости и соцзащиты Татарстана Эльмирой Зариповой.

Министр также сообщила, что до 2030 года город планирует привлечь 74 тыс. новых специалистов. В настоящее время в Казани открыто около 13 тыс. вакансий, четверть из которых связана с промышленностью.

Зарипова Эльмира Амировна

Министр труда, занятости и социальной защиты РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: