В этом году Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля приготовил для зрителя две новые постановки.
Сезон открыла премьерная опера «Трубадур» Джузеппе Верди. Ее режиссером стал Ефим Майзель, который ради «Трубадура» приехал в Казань из США. Вторую премьеру — балет «Эсмеральда» на музыку Цезаря Пуни — татарстанский театр ставит впервые в своей истории. Спектакль готовится к маю, его покажут в рамках Нуриевского фестиваля.
Вместо планируемых трех премьер в этом году на сцене оперного покажут всего две. Причина тривиальна — «сложившаяся экономическая ситуация» и, как поясняет директор театра Рауфаль Мухаметзянов, качество постановок пострадать не должно, ведь оперный или балетный спектакль — это колоссальные материальные вложения.
Первая премьера сезона — опера «Трубадур» — состоялась 25 сентября. Она шла на казанской сцене уже несколько лет, но в этот раз опере решили дать новое дыхание, обновить.
В качестве режиссера в Казань для поставовки «Трубадура» из Нью-Йоркской Метрополитен-оперы пригласили Ефима Майзеля, который в России не работал уже 26 лет. Музыкальное руководство доверили Василию Валитову, дирижеру из Москвы, работавшему с театром им. Джалиля по спектаклям «Борис Годунов» и «Риголетто».
«Трубадур» — одна из тех опер, которые в мире ставят наиболее часто и на самых известных сценах, — рассказывает Ефим Майзель. — Интересно, что и в Метрополь-опере ее показали 25 сентября, день в день с казанской премьерой".
Говоря о замысле, режиссер отмечает, что вернулся к изначальной идее оперы — «истории о силе жестокости». Именно жестокость приводит к гибели почти всех героев, которыми движет жажда мести. Майзель переместил действие картины из средневековья в более близкое к нам время — рубеж 19−20 веков, благодаря чему еще актуальнее звучит вопрос: насколько цель оправдывает средства?
В опере Верди одно является продолжением другого — декорации через тени уходят куда-то в бесконечность, движутся прямо во время действа, солисты замирают впору умолкающему оркестру, а как только тот набирает обороты, и пение становится более страстным, эмоциональным.
Как отмечает музыкальный руководитель премьеры Василий Валитов, в опере «Трубадур» все идет от музыки, и это абсолютно оправдано — все сливается в едином музыкальном начале.
Если обновленного «Трубадура» можно посмотреть уже сейчас, то балетных премьер этой осенью казанскому зрителю можно не ждать. «Эсмеральду» в театре покажут лишь в мае — уже к завершению сезона, естественно, в рамках традиционного Нуриевского фестиваля. Кстати, татарстанский театр ставит балетную интерпретацию романа «Собор Парижской Богоматери» впервые в своей истории.
До весны же у балетной труппы большая гастрольная программа, которая начнется 15 ноября и завершится лишь 31 января. На гастроли в центральную Европу театр везет классику русского балета, которую так ждет европейское общество — «Спящую красавицу» «Лебединое озеро» и «Щелкунчика» Чайковского, а также «Ромео и Джульетту» Прокофьева.
Возвращаясь в Казань, отметим, что ценителям в течение года в оперном покажут более 30 постановок, в числе которых оперы «Аида», «Севильский цирюльник» и «Любовный напиток», а также балетные постановки «Шурале», «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта». С полной афишей можно ознакомиться на официальном сайте театра.
Сразу несколько премьер приготовил для зрителей Татарский государственный Академический театр имени Г. Камала.
В юбилейном 110 сезоне театр им. Камала обращается к классике: зарубежной, русской и татарской. На сцене в этом году покажут семь премьер, ближайшая — 3 октября — «Галиябану» по пьесе Мирхайдара Файзи. В планах на этот год гастроли в Санкт Петербурге и других городах, традиционный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», а также вручение первой театральной премии им. Салимжанова. Завершит юбилейный сезон театральный образовательный форум «Науруз», который пройдет в начале лета.
В декабре зрители увидят постановку «Дон Жуан» — детище великого реформатора ком
едии Жана Батиста Мольера — за которую взялся главный режиссер театра Фарид Бикчантаев.
Как рассказывает Бикчантаев, постановку «Дон Жуан» он собирался ставить еще в далеком 1995 году. Тогда комедию перевели, распределили роли. В то время не получилось — «Дон Жуан» пришел на сцену театра Камала спустя целых 20 лет. Интересно, что в этом же сезоне комедию покажут на сцене «качаловского», там премьера запланирована также на декабрь.
Из русской классики в этом сезоне в театре ставят А.Н.Островского, известнейшего драматурга, написавшего «Грозу» и «Бесприданницу». За комедию «Лес» возьмется главный режиссер Томского областного театра драмы, выпускник ГИТИСа Александр Огарев. Вместе с ним для работы над пьесой приедет художник из Новосибирска — репетиции в театре начнутся 16 декабря. Приезда Огарева в театре очень ждут и, по признанию Бикчантаева, «труппа просто влюбилась в этого режиссера».
Классику татарской драматургии на сцене театра Камала представят постановки «Галиябану» по Мирхайдару Файзи и «Баю-баюшки-баю» — пьеса, созданная режиссером Ильгизом Зайниевым по мотивам произведения Туфана Миннуллина.
Кроме спектакля, памяти татарского писателя и драматурга будет посвящена театральная декада, которая пройдет в Казани, в частности, в театре Камала, с 5 по 11 октября. В ней будут задействованы многие театры Татарстана, приедут гости из Башкортостана и Марий Эл.
В октябре, кроме декады и 10-го прочтения «Галиябану» состоится еще одна премьера — «Улетные танцы» по пьесе Салавата Юзеева покажут 25 октября на малой сцене.
Премьерную осень продолжит пьеса таджикского драматурга Барзу Абдуразакова «Это я, сынок», предназначенная для двух актеров, а также детский спектакль Ильгиза Зайниева «Коза, овца и др.».
Последняя, седьмая премьера сезона запланировала на апрель. Но о ней в театре рассказывать не стали — подробности пока держат в секрете.
Как, впрочем, и имена лауреатов театральной премии им. Салимжанова. Церемония вручения состоится 7 ноября на сцене театра Камала, который и выступил с инициативой ее присуждения. Премию, напомним, может получить и режиссер, и актер, и композитор, и художник по костюмам — все те люди, которые посвятили свою жизнь театру. В этом году ее обладателями (одна премия — 200 тыс. рублей) станут три представителя театрального сообщества республики. В следующий раз премия им. Салимжанова будет присуждена через два года.
Валерия Манжелиевская
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: