Парк судов в Татарстане
В Татарстане в целях речного туризма используются четыре четырехпалубных теплохода («Александр Суворов», «Федор Достоевский»,»Федор Панферов", «Хирург Разумовский»), два трехпалубника («Александр Невский», «Валерий Чкалов») и два двухпалубника («Борис Полевой», «Салават Юлаев»). На больших судах — 150 кают, другие помещают 150−300 человек.
Куда возят туристов?
Здесь все просто — вверх и вниз по Волге и иногда по Каме. Например, маршрут «Казань-Санкт-Петербург-Казань» через Нижний Новгород, Ярославль и Кострому, в Волгоград через Самару, в Астрахань через Саратов, в Москву через Тверь и пр.
Путешествуя вверх по Волге, пассажиров ждет больше историческая, экскурсионная программа, потому что на маршруте — города Золотого кольца России. В южном направлении другая история: в первую очередь, это виды, например, плантация лотосов.
Такие туры продолжаются от пяти до 27 дней.
Так долго?
Да. Но есть маршруты и покороче, например, туры выходного дня — буквально на 2−3 ночи. Например, до Самары, Чебоксар, Нижнего Новгорода с возвращением в Казань. Можно путешествовать и исключительно по Татарстану: существуют маршруты «Елабуга-Нижнекамск», «Нижнекамск-Елабуга-Чистополь», где традиционно высокий пассажиропоток, а Тетюши в навигации 2015 года вовсе посетило девять тыс. человек на 59 судах. В следующем году теплоходы смогут заходить и в Болгар.
По словам туркомпаний, специализирующихся на речном туризме, казанцы — «довольно тяжелые на подъем» туристы — даже при наличии акций и спецпредложений.
«Казанские туристы „тяжелые на подъем“. К примеру, в Самаре — народ, такое ощущение, сидит на чемоданах. А казанцы заранее планируют свой отдых и предпочитают направления вверх по Волге. Это и понятно: вниз по Волге всего три города — Самара, Саранск, Волгоград. Вверх — минимум 8−9, иногда по два города в день», — рассказывает директор обособленного подразделения «Спутник-Гермес» в Казани Аллен Гаврилов.
А что с ценами?
Следует признать, что речной круиз — удовольствие не из дешевых. Но существуют и вполне доступные туры, например, «Казань-Нижний Новгород-Казань» (в среднем, 11 тыс. рублей на четыре дня). Туры на более длительные сроки обойдутся гораздо дороже — к примеру, за 16 дней путешествия в Ростов-на-Дону и Астрахань с возвращением в Казань придется заплатить в среднем 53 тыс. рублей.
Цены, как рассказали TatCenter.ru представители туриндустрии, зависят от стоимости топлива и продуктов.
«В этом году операторы подняли цены на уровень инфляции — 9−10%. На следующий год роста пока нет. Совсем повышать цены мы не можем — но надо понимать, что дорожают и топливо, и зарплата экипажу… К примеру, 240 человек туристов обслуживают 80 человек экипажа», — признается коммерческий директор компании «Водоходъ» Андрей Смолин.
И что предлагают за такие деньги?
В стоимость круиза входит трехразовое питание, есть шведский стол, вегетарианское и диетическое меню, заказ еды в каюту. За десять дней путешествия только на питание в среднем уходит около 10 тыс. рублей. На теплоходах нет полуфабрикатов, проводятся дни национальной кухни.
Из развлекательных программ — творческие мастерские, мини-клуб для детей, кино. Для взрослых — бармен-шоу, массаж и кислородные напитки, карнавалы, свадебные программы, вечерние концерты с участием оперных и эстрадных исполнителей.
Когда лучше покупать туры?
Речные туры лучше бронировать заранее. До начала навигации-2016 — примерно до апреля, действуют большие скидки, особенно для представителей социальной сферы и силовых ведомств.
Кто приплывает в Казань?
В Казань по рекам прибывает немало туристов из ближайших городов — Самары, Нижнего Новгорода, Москвы. Всего (всех туристов, не только речных) с начала года Татарстан посетило более 3 млн человек.
Что в целом происходит на рынке?
По сравнению с навигацией-2014 года, заявок на речной туризм в Татарстане в текущем году стало больше на 10−20%, причем это новые туристы, уверяет региональный руководитель круизной компании «Инфофлот» Оксан,
а Орехова. Некоторые проблемы возникли из-за низкого уровня воды на Городецком шлюзе (Нижегородская область) — туроператоры перестраховались и сократили продажи на длительные круизы. Но даже сейчас продажи на следующий год опережают прошлогодние показатели.
По оценкам Андрея Смолина, пассажиропоток вырос по всей России, в среднем, на 15%. Произошло это за счет освобождения от иностранцев комфортабельного флота (особенно в Москве и Петербурге). А директор обособленного подразделения «Спутник-Гермес» в Казани Аллен Гаврилов говорит о росте по Казани пассажиропотока на 60%, в том числе и за счет корпоративных заказов.
Представители туркомпаний говорят о развитии отрасли, несмотря на кризис, — появляются новые речные туристы, многие потребители все чаще выбирают более продолжительные туры, даже, несмотря на рост цен. Однако, что будет с ценами на круизы в перспективе — не знает никто: все будет зависеть от стоимости топлива и продуктов питания.
«Но на волне внутреннего туризма свою славу получили и реки», — резюмируют представители отрасли.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: