Татарстан намерен «бить во все колокола» и не допустить к принятию законопроект депутата Госдумы РФ Ирины Яровой, в предложенных формулировках. Яровая, напомним, предлагает создать единое образовательное пространство в российских школах с едиными учебниками.
На прошедшем накануне заседании комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам замминистра образования РТ Ильдар Мухаметов предупредил, что закон, в случае принятия, «поставит под сомнение возможность татарстанских учебных заведений работать с учетом национальной специфики и повысит траты на закупку новых учебников, на что денег в бюджете нет».
Кроме того, по словам заместителя министра, законом ограничивается свобода школ и самих учителей, составляющих учебные планы и подбирающих учебные пособия.
Председатель комитета Разиль Валеев также считает, что закон довольно «противоречивый» и содержит много «несостыковок».
Ильдар Мухаметов назвал и «угрозы», которые могут последовать за принятием инициативы Яровой: помимо «возврата к старым нормам» образования, учебные заведения столкнуться с отсутствием законодательно определенных понятий базового образования по национальному образованию в республиках, а это значит, что нет основы для написания учебников. И преподавать татарский язык, в соответствии с законодательством Татарстана, будет нельзя, пояснил Мухаметов.
Напомним, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предлагает ввести базовое содержание программ учебных предметов на всей территории страны. Она считает, что необходимо создать базовые учебники, по которым будут учиться во всех российских школах.
Мухаметов, пояснил депутатам, что само понятие «базовое содержание предметов» в законопроекте не конкретизировано. Защита и развитие этнокультурных особенностей народов России ставятся под угрозу, говорит замминистра образования РТ.
На данный момент образовательная программа формируется на основе федерального стандарта. Субъекты вправе проводить официальную экспертизу такой программы. На основе примерной программы разрабатывается учебная программа конкретной школы. В новой редакции базовое содержание заменяет основную общеобразовательную программу.
По этой норме субъекты лишаются права участвовать в разработке собственной программы.
«Субъект оказывается лишенным возможности принимать свои стандарты, но каким образом составят базовое содержание для всей страны, остается непонятным», — признает Ильдар Мухаметов.
По новым стандартам необходимо будет закупать учебники, но по отдельным национальным языкам их просто нет. И если сейчас Татарстан покупает их на 300 млн рублей ежегодно, то в случае принятия закона дополнительные расходы могут возникнуть в связи с приобретением и учебных пособий для школ.
Учебные пособия, так же, как и основные учебники, должны будут издаваться полным комплектом до завершающего уровня, что накладывает дополнительную нагрузку на школы.
Законодатели заявляют, что пытаются облегчить жизнь педагогам, хотя, на самом деле, они ее только усложняют, считает замминистра.
Учебник формируется на основе базового содержания, но без базового содержания по родному языку и литературе, нельзя будет сформировать и учебник. Сейчас в России насчитывается перечень учебников по 55 родным языкам, и кто будет разрабатывать стандарты по этим языкам, не ясно, подчеркивает он.
Закон сокращает время и на изучение родного языка, определяет сроки обучения, что противоречит татарстанскому закону «О языках» и лишает школьников возможности пройти обучение в ускоренном режиме. Министерство считает, что законопроект нарушает конституционную свободу на преподавание и мешает сохранению родных языков.
«Новшества, которые предлагаются, очерчивают тенденции развития образования, а именно, расширение государственной регламентации образовательного процесса, уменьшение прав других участников образовательного процесса. Такие нормы не вписывается в программу стратегического развития образования России», — отмечает замминистра образования РТ.
Выслушав доклад профильного чиновника, зампредседателя Госсовета РТ Римма Ратникова предложила, пока не поздно, «бить в колокола», ина
че этот законопроект «обречен на успех».
«Судя по названию, (законопроект о внесении изменений в ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ и в ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части восстановления единства образовательного пространства и реализации единой государственной политики в области образования в Российской Федерации — ред.) это, действительно, очень продуманная акция. А если смотреть на инициаторов законопроекта, он „обречен“ на успех». Мне представляется, что нужно бить в колокола, иначе законопроект там пройдет «на ура», и даже смотреть не будут ни на какие наши возражения", — прокомментировала услышанное Ратникова.
Не поддержали законопроект, как заверили депутаты, и республиканские преподаватели.
Директор гимназии Казани № 102, депутат Ирина Бакова признала, что единственного подходящего учебника в современной школе быть не может.
«У нас много учебников, и все преподаватели знакомы с различными учебными программами. Предлагать учебник какого-то одного автора невозможно, потому что нет такого учебника, который бы устраивал всех», — говорит она, добавляя, что школьников невозможно подготовить к ЕГЭ по одному учебнику.
Недоумение депутатов вызвало и то, что за два года, пока обсуждался новый закон об образовании, депутаты Госдумы не вносили поправок.
«Мы только что приняли закон об образовании, до этого был принят закон Российской Федерации. Когда мы обсуждали закон, он был размещен на сайте министерства образования и за два года собрал более 20 тыс. предложений. Почему тогда эти активные товарищи не смогли принять участие? Вдруг они «проснулись» и решили еще раз вернуться к этому вопросу «, — заявил Разиль Валеев.
При этом больше всего его, как оказалось, заинтересовали депутаты Госдумы от Татарстана, которые поддержали законопроект, угрожающий татарскому языку как школьному предмету.
«Меня что беспокоит, все озабочены этим вопросом, но наши сверхозабоченные депутаты от Татарстана Айрат Хайруллин и Ирек Богуславский (внесен законопроект и с поддержкой Марата Бариева — ред.) являются соавторами закона. Что они думают? Почему они не советуются с нами, или хотя бы с Гильмутдиновым (депутат Ильдар Гильмутдинов — ред.)? Он-то думает точно так же, как и мы, — недоумевал Валеев. —
Татарстан принимает одни решения, некоторые депутаты от Татарстана думают совсем по-другому. У нас две команды, получается? Мы выступаем как депутаты национального парламента, это одна из самых серьезных наших забот, защита интересов народов, которые проживают в нашей республике".
По его словам, законопроект Яровой противоречит решению Конституционного суда РФ, в 2004 году признавшего принятые в Татарстане нормы по равному обучению русскому и татарскому языку соответствующими Конституции. Валеев предложил не поддерживать закон, а обсудить его, возможно и в Татарстане, с участием депутатов Госдумы, министерства образования РФ.
В свою очередь, председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров предложил не просто не поддержать законопроект, а подготовить заявление в правительство от имени Госсовета. Участники дискуссии решили также заручиться поддержкой коллег из национальных республик и врио президента Татарстана Рустама Минниханова, который должен вынести собственную оценку законопроекту.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: