Новости
24 Марта 2015, 16:00

ОСАГО: тарифы компенсируют доступностью

В апреле ОСАГО подорожает на 40% - ЦБ РФ утвердил новые тарифы, расширил тарифный коридор и пообещал рынку «физическую доступность полисов». Между тем, последняя некоторым автовладельцам может и не понадобиться — эксперты полагают, что «драконовские» расценки в условиях кризиса могут побудить их отказаться от «автогражданки».

Банк России пересмотрел тарифы по ОСАГО — с 12 апреля базовый тариф вырастет на 40\%, при этом размер «тарифного коридора» расширен с 5 до 20 процентных пунктов. Региональный коэффициент в Татарстане пока что не меняется. Взамен регулятор обещает автовладельцам «физическую доступность полисов» и прекращение «увиливания» страховщиков от приема заявлений о страховых случаях.

ЦБ РФ: сегменту ОСАГО нужны новые тарифы

Собственное решение регулятор объясняет тем, что с 1 апреля увеличены выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Кроме того, существенно выросли цены на запчасти, материалы и ремонт, а территориальные коэффициенты оказались несбалансированными — в ряде регионов это привело к критическому снижению уровня финансовой доступности ОСАГО.

Система ОСАГО при прежних тарифах существовать больше не может, заявил регулятор, и принял решение о пересмотре тарифов, а также фактически установил планку их предельного роста.

«В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, подорожает на 41 — 60\%. Ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более чем на 100\%», — подчеркивает ЦБ РФ и обещает страхователям взамен ряд преференций.

Источник: ЦБ РФ

«Страховое лобби» и его последствия

Страховые компании на повышение тарифов отреагировали сдержанно — рост они приветствуют, однако требуют от регулятора отказаться от тарифного регулирования в «автогражданке». Такой шаг, по их мнению, сделает цену равновесной, а качество услуги — более высокой.

«Базовый тариф по ОСАГО для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, вырастет до 3432 — 4118 рублей. Но окончательные данные по региональным коэффициентам ЦБ РФ пока не озвучил. В любом случае, как обещает ЦБ РФ, ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более чем на 100\%», — прокомментировала порталу TatCenter.ru решение регулятора замдиректора казанского филиала ОАО «СОГАЗ» Галина Полканова.

На данный момент, по ее словам, страховщики удовлетворены «конструктивной позицией» Центробанка, который, как полагают участники рынка, «досконально разобрался в проблемах отрасли и в его кризисном сегменте».

При этом Галина Полканова хоть и расценивает меру регулятора, как «серьезный шаг вперед на пути к полному отказу от тарифного регулирования в «автогражданке», однако полагает, что на фоне нововведений в закон об ОСАГО этого повышения тарифов компаниям по-прежнему будет недостаточно.

По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, новые тарифы снимут вопрос убыточности ОСАГО также лишь на некоторое время.

«Выплаты по „автогражданке“ росли еще до первого увеличения тарифа (в октябре 2014 г., — ред.), они растут сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы, макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы полагаем, что через определенное время тариф может потребовать корректировки и донастройки».

По мнению Юргенса, рынку нужна ежегодная переоценка тарифов, а в перспективе нужно и вовсе прийти к рыночному, свободному тарифу. «Тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для повышения цены», — считает он.

В свою очередь, представители сообщества автовладельцев в соблюдении страховщиками баланса «цена-качество» сомневаются, говорят о сильнейшем «страховом лобби», привычках к сверхприбылям страховщиков и возможном отказе некоторых автолюбителей от «автогражданки».

«В отношении роста тарифов по ОСАГО могу сказать — победило сильнейшее „страховое лобби“. Страховщики привыкли к сверхприбылям, о массовой убыточности речи не идет — достаточно посмотреть на цифры», — заявил в беседе с корреспондентом портала TatCenter.ru региональный представитель Федерации автовладельцев РФ в Татарстане Рамиль Хайруллин.

«Рост тарифов может привести к тому, что какая-то часть автовладельцев, особенно в условиях кризиса, может отказаться от страховки. Есть категория водителей, которым проще заплатить штраф в 800 рублей, чем страховаться по новым тарифам».

Однако, Хайруллин подчеркивает, что массовым отказ от ОСАГО в Татарстане станет едва ли. «Не страховаться у большинства автовладельцев республики смелости не хватит», — говорит он и не исключает вероятность проведения в апреле-мае рейдов ГИБДД по проверке наличия у автовладельцев полисов ОСАГО.

ОСАГО в РТ: сборы и выплаты-2014

В завершение приведем статистику ЦБ РФ, которую автовладельцы и сами страховщики расценивают разнопланово.

В 2014 году сборы страховых компаний по ОСАГО в Татарстане выросли на 23,6\% и составили 4,8 млрд рублей (против 3,8 млрд рублей годом ранее).

На долю десяти крупнейших игроков в сегменте по объемам приходится более 80\% сборов — 3,9 млрд рублей. Бесспорными лидерами по сборам остаются «Россгострах», «Наско Татарстан» и «Аско» — каждый страховщик за год собрал в сегменте «автогражданки» более полумиллиарда рублей.

Впрочем, лидирует тройка и по выплатам [см.графику].

В целом же, по итогам 2014 года рост выплат страховщиков в Татарстане в сегменте ОСАГО составил 9\% — если в 2013 году компании выплатили автовладельцам 2,7 млрд рублей, то в прошлом году — уже почти 3 млрд рублей (2,951 млрд рублей).

Как пояснил порталу TatCenter.ru президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров, статистику прошлого года не нужно воспринимать буквально — реальное положение дел в сегменте ОСАГО станет очевидным по итогам 2015 года.

«На рост сборов повлияло увеличение с 1 октября тарифов по ОСАГО. А рост выплат пошел позже и реально будет виден в 2015 году», — настаивает он.

Кроме того, по словам Сабирова, в выплатах реально не фиксируются судебные издержки страховщиков, включая пени, штрафы, неустойки. «Это около 30\% к произведенным выплатам и в 2014 году эти расходы резко возросли. Изменение валютной курсовой разницы при ремонте машин начало ощущаться также только в конце года», — резюмирует страховщик.

Юлия Амочаева

Фото обложки: С. Портер / Ведомости

Новости
19 Апреля 2024, 15:44

Пассажирская навигация в Татарстане возобновится 27 апреля

На внутренних маршрутах будет курсировать 10 судов.

Согласно заявлению гендиректора компании «Флот РТ» Романа Лизалина, пассажирскую навигацию в Татарстане планируется возобновить 27 апреля. Первый рейс будет осуществлен по внутреннему социально значимому маршруту. Об этом сообщает «Татар-информ».

Лизалин подчеркнул, что количество социально значимых рейсов останется на том же уровне. Кроме того, для удобства пассажиров расписание останется таким же, как в прошлом году. На внутренних маршрутах будет курсировать 10 судов.

Ранее TatCenter писал, что к 2026 году флот РТ пополнится четырьмя новыми кораблями, два из которых планируется запустить в 2025 году.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: