Новости
13 Февраля 2015, 14:00

У Госсовета появились вопросы к Ильсуру Метшину и Рустаму Минниханову

Депутатам предложено «не давать повод» электорату в выборный год. Между тем, уже на ближайших заседаниях слугам народа предстоит рассмотреть сразу несколько резонансных инициатив и изменений, в числе которых законопроекты о рюмочных и платных парковках, перерасчет за 2014 год начислений за ЖКУ и влияние кризиса на экономику. Ответы на последние вопросы депутаты намерены услышать непосредственно из уст глав Казани и Татарстана.

На прошедшем сегодня в Казани заседании президиума Госсовета РТ спикер Фарид Мухаметшин настоятельно рекомендовал депутатам «не давать повод» избирателям Татарстана.

«Ближе к выборной кампании сентября активность депутатов и фракций будет расти. Кампания будет живая. В этой связи, принимая решения, убедительная просьба — не давать повода населению, избирателям нашим, в выборный-то год. Чтобы не было недоверия и недовольства из-за различных ситуаций. Поводов не давать. Оппозиция не дремлет, будет в ладоши хлопать и радоваться, что опять споткнулись на каком-то вопросе».

Удастся ли депутатам выполнить наказ спикера — вопрос интересный. На рассмотрении народных избранников, напомним, находятся сразу несколько резонансных инициатив, решения по которым предстоит принимать в весеннюю сессию.

Так, на ближайшем заседании Госсовета РТ, которое назначено на 20 февраля, депутаты рассмотрят скандальные законопроекты «о наливайках» и платных муниципальных парковках. Законы, которые широко обсуждаются электоратом, о чем депутаты, конечно же, осведомлены.

Знают они, как выяснилось сегодня, и об общественном обсуждении казанцами, естественно в негативном контексте, перерасчета начислений за «коммуналку».

Напомним, на этой неделе чиновники заявили, что в прошлом году жители столицы РТ потребили значительно больше тепла, за что им теперь придется доплатить… 326 млн рублей.

Вероятно, все бремя ответственности, связанное с недовольством электората, депутаты на себя взвалить не готовы. А посему предложение пригласить в Госсовет и заслушать объяснения мэра Казани Ильсура Метшина, почему и как образовался многомиллионный перерасход, и что будет после того, как из центра исчезнут бесплатные парковки, выглядит вполне логичным.

«Я предлагаю заслушать мэра Казани о ситуации в городе. Во-первых, парковки… Во-вторых, 326 млн рублей перерасчета за ЖКХ. Сотни человек к нам приходят. Надо же объяснить людям. Посмотрите, что творится с ценами на продукты, с банным комплексом, посмотрите садики, — цены повысили, а качество обслуживания и питания? Посмотрите!», — заметил депутат от КПРФ Хафиз Миргалимов.

«Если мы не увеличиваем пенсии и зарплаты, откуда люди должны взять деньги? Если мы не даем, зачем мы залезаем в карман населения и будоражим их в сложной финансово-экономической ситуации? Надо успокоить народ».

С тем, что «успокоить народ надо» Фарид Мухаметшин не согласиться не мог. Однако счел, что не все замечания коммуниста требуют детального разъяснения.

После заверения представителя казанского исполкома, что «это не мэрия произвела перерасчет, а «Генерирующая компания», спикер настоял, что прояснить ситуацию должен именно градоначальник.

«Надо с этим разобраться, разъяснить людям, понимаете? Все думают, что это Казань, что вы плохо работаете… Я считаю возможным дать полную информацию что там, как там. Приходят письма, соцсети заполнены в адрес Казани, правительства РТ. Год закончился, и только теперь появилась какая-то разница, которую внесут огромному количеству людей как доначисления. Пожалуйста, подготовьте такую информацию конкретно, четко и ясно. Надо рассказать людям как есть, как так случилось», — сказал Мухаметшин, добавив, что подобные изменения «возмущают людей», а год-то выборный.

Между тем, по вопросу платных парковок Фарид Мухаметшин не был столь категоричен.

«Власти Казани принимают такое решение — очистить центр города, обеспечить проезд. Да они подтверждают, что создано достаточно большое количество специально оборудованных парковок, мест, где стоянка будет стоить 50 рублей в час. Если кто-то будет бросать машину абы как попало, он должен нести за это наказание. Автовладельцев надо побуждать, чтобы они, как и весь цивилизованный мир, ставили машину на парковке», — сказал он, добавив, что побудительная мера не нарушать в виде штрафа в 2,5 тысячи рублей «достаточно высокая».

«Очень высокая», — попытался было вступить в диалог со спикером коммунист Миргалимов. Однако Фарид Мухаметшин отрезал: «Мы говорим: „не нарушай, ставь на стоянку“! Если ты не выполняешь условия, которые казанская мэрия вместе с правительством принимает, чтобы обеспечить проезд без пробок,
то, к сожалению, как хотите, но мы будем наказывать».

«Дальше будем смотреть, что можно сделать. Поэтому дискуссию не открываем. Мы идем на этот шаг, чтобы стартовать по жесткому наведению порядка в столице», — заявил спикер, не исключая при этом, что наработав практику, парламент может вернуться к вопросу об изменении размера штрафа.

Добавим, что вопросы у депутатов накопились не только к мэру столицы, но и к Рустаму Минниханову.

Напомним, ежегодно в марте президент Татарстана представляет в республиканский парламент отчет о деятельности органов исполнительной власти, в том числе по вопросам, поставленным депутатами. В этом году, как рассказала секретарь Госсовета РТ Лилия Маврина, в адрес Рустама Минниханова от депутатов поступило 116 вопросов. Однако перечень пришлось сократить — из списка убрали вопросы «частного характера», а схожие по тематике объединили. Так что в итоге главе республики направят, как выразился Фарид Мухаметшин, «больные» 45 вопросов.

В частности, депутаты хотят услышать мнение президента республики в отношении договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и РТ, который истекает летом 2016 года, в отношении мер, принимаемых для увеличения доходов бюджета, поддержки предприятий республики и стабилизации цен на товары первой необходимости в условиях кризиса.

Юлия Амочаева

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

  1. Подтверждение стабильности валютного рынка

Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

  1. Сигнал о нормализации режима капитального контроля

Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

Для бизнеса и производств

  1. Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий

Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

  1. Снижение давления на внутренний валютный рынок

Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

  1. Уменьшение давления на «чистые продажи»

Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

  1. Улучшение условий для реинвестирования прибыли

Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

  1. Снижение рисков для «дружественных» партнеров

Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: