Новости
28 Ноября 2014, 13:00

Рекомендовано подстраховаться

Текущие проблемы могут завести туриндустрию в кризис, последствия которого окажутся хуже, чем в 2008—2009 годах. Дело не только в катастрофическом падении спроса на продукты и услуги компаний, но и в отказе страховщиков страховать туроператоров. Агентства в Татарстане, как оказалось, уже нашли варианты решения проблемы и для себя, и для туристов.

О том, что у туроператоров по-прежнему «дела плохи», рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина на прошедшем в Москве семинаре «Актуальные вопросы развития страхового рынка».

Во-первых, резко сократился спрос, и если в 2008—2009 гг. его снижение было на уровне 20−25%, то сегодня речь идет о 30−50%-ном падении, а по некоторым направлениям спрос и вовсе упал на 60%.

«Это катастрофически много, — считает Тюрина. — Это турбизнес. У туроператоров дела плохи. Очень большая часть рынка ушла в самостоятельное бронирование. Но и там есть проблемы. Во-вторых, страховые компании отказываются продлевать договоры страхования с туроператорами. Последние из-за этого рискуют „вылететь“ из федерального реестра».

СПРАВКА
Статья 4.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»:
В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также — финансовое обеспечение). Все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Не секрет, что подавляющее большинство туроператоров страхуют свою ответственность в объемах, не соответствующих объемам бизнеса. Иначе туристы обанкротившихся

компаний не получали бы унизительную компенсацию за дорогостоящие туры.

Банковскую гарантию, по оценкам экспертов, использует не более 1% туроператоров. В волне же массовых банкротств летом этого года цивилизованно, по словам Ирины Тюриной, с рынка ушли единицы.

Усугубиться непростое положение туроператоров и, как следствие, всего рынка, может уже весной следующего года.

«Проблема в том, что когда в 2006 году появился институт фингарантий, банкротств на туррынке было мало. В этом году произошла „туристическая страховая катастрофа“. Страхование туроператоров для страховых компаний оказалось очень невыгодным бизнесом», — пояснила Ирина Тюрина.

По ее словам, страховщики не только отказываются брать новых туроператоров на страхование, но и не хотят продлевать истекающие соглашения.

«К весне 2015 года у большинства туроператоров закончится договор ответственности. Продлить их они не могут. Ситуация безвыходная, и если она не изменится, уже весной мы получим полный рынок нелегитимно работающих туроператоров», — уверена Тюрина.

Опасения эксперта подтвердил начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин, по словам которого, страховщики в сложившейся ситуации не могут адекватно оценить риски в связи с непредсказуемостью деятельности туроператоров и вынуждены либо уходить из сегмента, либо минимизировать потенциальные убытки «любой ценой».

Цена при этом понимается во всех доступных значениях — от доплаты премии и роста тарифов до расторжения заключенных ранее соглашений.

Участники рынка в Татарстане, как выяснилось, «пристально следят» за федеральными туроператорами и самостоятельно пытаются искать пути выхода из кризиса.

«Конечно, риск потенциального ухода с рынка туроператоров необходимо оценивать всегда. Он есть, и если это произойдет, то, безусловно, отразится и на региональном рынке, в том числе, на игроках в Татарстане. Мы пристально следим за деятельностью ряда федеральных туроператоров. Однако я думаю, что крупные игроки смогут «выкрутиться» из ситуации — конечно, им нелегко, видно, что идет сокращение по программам, полетам, оптимизация издержек, персонала и т. д., но хочется верить, что они смогут остаться на плаву. Кто-то согласится на повышенные тарифы страховщиков, кто-то — на банковскую гарантию. Печально то, что в современных реалиях наличие страховки у туроператора — не показатель того, что он «хорошо сидит», — рассказала порталу TatCenter.ru директор турагентства «Караван Путешествий»
Лилия Ибрагимова.

Позиция страховых компаний не удивила и вице-президента Ассоциации туроператоров Татарстана, директора агентства «Спутник-Транс-Сервис-Казань» Евгения Никулина. «Это рынок. Профессионалы должны уметь отказываться от сомнительных и неэффективных ниш бизнеса», — заявил он. Однако в новую «весеннюю» волну ухода с рынка крупных туроператоров эксперт скорее не верит — всегда найдутся страховщики, желающие туроператоров застраховать. «Вопрос лишь в том, будут ли потом деньги на выплаты туристам, если оператор пойдет на дно».

«Переждать бурю», по словам Лилии Ибрагимовой, небольшим региональным турагентствам можно с помощью самостоятельного бронирования и продажи индивидуальных туров. Однако перейти на такую форму работы, как полагает Евгений Никулин, в Татарстане смогут не все игроки.

«Небольшие турагентства в РТ приучены операторами продавать „пакеты“, они не умеют работать самостоятельно, только через туроператора. Поэтому переход на самостоятельное бронирование зависит от профессионализма. Думаю, в случае негативного сценария, банкротства туроператоров, местные агентства просто перейдут в другие ниши, либо будут искать других операторов. Это проще», — полагает Никулин.

Туристам же, дабы оградить себя от возможных неприятностей, эксперты рекомендуют приобретать страховку от невыезда. На спрос, как известно, всегда найдется и предложение — некоторые страховщики уже дополнили страховки новым риском — «невыезд по причине банкротства или по причине приостановки деятельности туроператора» — и назвали его «для спокойствия туристов».

Ранее на эту тему:

Индустрия подсчитывает туристов

Уходим с рынка: что делать туристам и турбизнесу?

Туристов и отрасль выводят из лабиринта

Юлия Амочаева

Графика: презентация Д. Мелехина к семинару ОСАО «Ингосстрах»

«Актуальные вопросы развития страхового рынка»

Новости
23 Ноября 2024, 13:21

В РТ завершили капремонт автодороги «Актаныш — Поисево» — Старое Тлякеево"

Общая протяженность участка — 1,53 км.

В Татарстане завершился капремонт участка автодороги «Актаныш — Поисево» — Старое Тлякеево" протяженностью 1,53 км, расположенного в Актанышском районе. Об этом сообщили в миндортрансе республики.

Во время ремонтных работ провели снятие старого асфальтового покрытия методом фрезерования; укладку нового слоя асфальта; нанесение горизонтальной разметки на дорожное полотно. Разработкой проекта занималось ООО «Институт АгроТрансПроект», а генподрядчиком выступило АО «Татавтодор».

Напомним, в этом году в Казани отремонтировали более 2,4 млн кв. м дорог, что на треть превышает показатели 2023 года.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: