Треть всех торговцев может закрыть свое дело после введения муниципального сбора в Татарстане, считает заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев. По его словам, оценить влияние нового налога сложно, поскольку предприниматели могут заниматься сразу несколькими сферами, но «пострадают все».
Напомним, 18 ноября Госдума одобрила во втором чтении проект закона, которым Налоговый кодекс дополняется новой главой «Торговый сбор». Изначально затрагивалось 22 вида услуг. В новой редакции их осталось шесть, четыре из них касаются торговцев. Раз в квартал они должны будут платить ставку от 6 до 600 тыс. рублей. При этом муниципалитеты смогут повышать ставки в 10 раз.
Именно по этому поводу сегодня в Торгово-промышленной палате РТ собрались представители ритейла. Заместитель председателя Гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Евгений Иосипов, по сути, выразил общее мнение всех присутствующих:
«Сейчас в проекте закона осталась только торговля, то есть мы с вами. Практически не говорят о том, что послужило причиной возникновения законопроекта, никто не говорит про торговые сети! „Малый бизнес должен вносить свою лепту в формирование муниципальных налогов“, говорит глава правительства. Как будто мы не вносим! Понимаете, это попытка переложить проблемы с больной головы на здоровую».
Иосипов вспомнил про повышение налогов для МСБ в 2012 году, когда из-за того, что налоги поднялись на 1,5 тысячи рублей, по России закрыли дело 600 тыс. предпринимателей. «А сколько ещё не открылись!» — добавляет Иосипов. Другая историческая справка — постановление правительства о запрете на повышение налогов для МСБ.
«Специально поменяли „налог“ на „сбор“, налоги ведь нельзя новые вводить. В русском языке столько синонимов… Меняй слова — и души малый бизнес», — возмущается представитель Гильдии.
По законопроекту, «торговый сбор» планируется ввести с 1 июля 2015 года только в Москве. Также возможность предоставлена Санкт-Петербургу и Севастополю. «Сейчас важно, что не было никаких движений в сторону регионов», — говорит Николаев. На что сразу реагируют остальные: «В Москве началось — и в Казани будет!», «Да Казань всегда впереди планеты всей!» — уже не скрывают эмоций торговцы.
«А вас вообще не коробит, что где-то государство недорабатывает — видите ли, не могут заставить сети платить налог. Половина всех павильонов вообще без документов стоят! Вместо того, чтобы привести в порядок эту систему, пытаются нас заставить платить за них, за безделье чиновников, за торговые сети. Не слишком ли много?
Чтобы выдержать поход Запада на Россию, нужно консолидировать общество. Нужно, чтобы люди относились друг к другу с пониманием. А такие меры заставляют нас выступать против государства. У нас будут такие страсти, что мы пойдем на митинги, демонстрации! Нас разобщают. Государство заинтересовано в малом бизнесе. А чиновники вместо упрощения формирования МСБ душат. Хотя бы не трогали! Но все наоборот.<…>
Этот сбор не кончится пшиком. С нас все равно что-то попытаются взять. Мы должны выступить категорически против. Нечего примазывать МСБ! Он и так еле дышит", — эмоционально выступил Иосипов.
20 ноября в ТПП РТ уже собирались рестораторы, которых сбор также может коснуться, но в меньшей степени. Но даже они, словно по тревоге, разложили действие нового налога по цифрам — кто, сколько и при каких условиях потеряет. С торговцами дело обстояло сложнее. Сначала Артуру Николаеву пришлось объяснять бизнесменам, что такая раскладка нужна для общего масштаба угрозы, но это получилось не сразу.
— Возьмем небольшой павильон. Базовая доходность — 1 800. Возьмем 50 квадратов. Получается 90 тысяч. 6\% с этой суммы — 5,400, — начал считать предприниматель Олег Макаров.
— Зачем заниматься расчетами? — спросили его другие предприниматели.
— Я объясню, зачем, — вклинился Николаев.
— Сейчас бизнесу очень тяжело…
— Чтобы было понимание…
— Понимание? Нельзя вводить никакие налоги!
— Чтобы показать…
— Что мы очень много сегодня платим?..
— Если мы сейчас просто в нуле…
— Зачем просчитывать, как мы ляжем на дно?
— Покажите, что сейчас мы идем в ноль, а если налог ещё добавляется, то минус 20 процентов. Вот и все дела! Чтоб было, чем отбиваться…
Из эмоциональной дискуссии узнать, как пострадают предприниматели, на языке цифр и денег не получилось, поэтому Николаев попросил скинуть расчеты до следующей недели.
«Здесь идет уже крик души. Пришли те, кто в основном занимается продуктами питания. У них наценка не такая большая, обороты маленькие. Возникают социальные вопросы — они сами себя обеспечивают. Если возникнет ситуация с дополнительными налогами, их просто выдавят. Им придется закрывать предприятие», — прокомментировал некоторую сумбурность обсуждения Николаев.
Но даже в этой, казалось бы, неконструктивной обстановке, получилось составить какие-никакие рекомендации. Вышли они настолько глобальными, насколько, к сожалению, и слабореализуемыми:
«Сместить акценты взимания сборов с малого бизнеса на упорядочивание госрасходов, перераспределение налогов и сборов;
Увеличение муниципальных сборов должно касаться не МСБ, а торговых сетей. Ввести адекватную и прозрачную патентную систему в целях освобождения МСБ от ведения громоздкого учета".
Для присутствующих торговцев круглый стол в ТПП оказался, скорее, трибуной для жалоб, нежели местом обсуждения конкретных мер против ввода торгового сбора. Разве впервые жалуются на налоги? Разве никто не предлагал ввести прогрессивный налог?
Торговцы, оказавшись перед действительно большой проблемой, и имея шанс предупредить её возникновение в регионе, не смогли предложить что-то дельное, несмотря на понукания ТПП. Похоже, что шею бизнеса настолько крепко прижали, что в голову не приходит ничего конкретного, а только мысли о том, как «мы ляжем на дно»…
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: