Ситуация с поджогом кресел на стадионе «Казань Арена» развивается предсказуемо и довольно «весело».
Накануне контрольно-дисциплинарный комитет РФС не стал «скромничать» и выписал «Рубину» штраф за поведение болельщиков в полмиллиона рублей. «Соточку» за использование пиротехники, еще столько же за то, что бросали ракеты на поле, и триста тысяч за пожарище. Кроме того, «Рубин» почти наверняка накажет РФПЛ, и следующий домашний матч команда проведет без зрителей.
Сами фанаты в ответ написали «письмо турецкому султану», в котором обвинили в произошедшем всех: руководство стадиона, журналистов, пожарных, только не самих себя. В принципе, «шедевр» можно заканчивать читать на словах «На 43-й минуте на секторе зажигается пиротехника. Все идёт по плану…». Воспитывать таких уже поздно.
А вот постоянные проблемы, связанные с проведением футбольных матчей, решать как-то надо. 577 тысяч рублей (500 в виде штрафа и 77 в качестве компенсации за сожженные кресла) клуб должен будет просто выбросить «на ветер». Потратить не на форму или мячи для своей спортивной школы, не на зарплату игрокам и тренерам, не на что-то полезное, а просто выбросить только потому, что кто-то считает, что жечь пиротехнику на стадионе уместно.
Давайте разберемся во всей цепочке. Клуб арендует стадион, болельщики приходят смотреть на игру команды, стадион зарабатывает на футболе. Болельщики жгут кресла — стадион выставляет счет клубу — клуб счет оплачивает. В итоге: болельщики в худшем для себя случае заплатят штраф за мелкое хулиганство, и на футбол их больше не пустят, стадион на деньги команды меняет сожженные кресла, а той денег, хотя и жалко, так ведь они в любом случае спонсорские. Пострадавших нет. Все довольны. Можно повторить. По-хорошему бы выявить тех, кто жег пиротехнику, и взыскать с них сумму штрафов, только кто ж этим будет заниматься?
Проблема с болельщиками, как и большинство других проблем в нашем футболе, связана с тем, что если в Европе футбол — это своего рода шоу-бизнес, на котором зарабатывают деньги, то в России это преимущественно имиджевые проекты крупного бизнеса или руководства регионов. Следовательно, прямой зависимости финансового благополучия от количества болельщиков нет. Сколько бы ни сидело у тебя на трибуне, что бы там ни происходило, сумма клубного бюджета зависит исключительно от широты души покровителей.
Вопрос организации матча делится между клубом и стадионом. Причем, как правило, в случае чего, каждая из сторон может кивать на другую, мол, «это на вашу команду пришли смотреть эти хулиганы» или «так это вы досмотр организовываете и безопасность обеспечиваете, мы-то за аренду заплатили». Коллективная ответственность превращается в коллективную безответственность, что всегда бывает при отсутствии крепкой хозяйской руки.
Выход из всей этой некрасивой истории может быть один — необходимо акционировать «Рубин» и отдать клубу «Казань Арену». Ведь если УНИКС, например, управляет «Баскет-холлом», то только он и отвечает за все, что там происходит. И по своему разумению организует проход на трибуны и все остальное. У всего казанского футбольного хозяйства должен быть один хозяин. Причем это должен быть конкретный человек, а не «группа товарищей». В таком случае 577 тысяч будут не абстрактными, а своими, которые очень жалко терять. И за которые можно так поработать, чтобы ни у кого в голове даже мысли не было о пиротехнике. Коллективное «творчество», как видим, ни к чему не приводит.
Только так клуб действительно будет заинтересован в том, чтобы на трибунах не было никаких файерометателей и креслоподжигателей, а были обычные, мирные болельщики, которые в количестве 45 тысяч приходили бы на каждый матч «Рубина» вне зависимости от погоды, занятости и курса евро, и приносили бы хотя бы какие-то деньги в клубную казну. Сейчас же полиция может сколько угодно ужесточать досмотр на стадионе, пытаясь предотвратить очередные пожары — все это приведет к тому, что на «Казань-Арену» перестанут ходить даже обычные болельщики, которые такое отношение к себе ничем не заслужили, а файеры как горели, так и будут. Кто, например, за хочет идти 30 октября на кубковый матч «Рубин» — «Спартак»? Гости вряд ли захотят, вспоминая последний «теплый прием» в Казани, да и казанцы едва ли снова захотят дышать дымом на горящей «Казань Арене».
В России есть отличный пример управления футбольным клубом — «Краснодар» Сергея Галицкого. Олигарх занимается развитием собственного детища, вкладывает деньги, строит стадион, содержит школу, организует работу с болельщиками. И для него важно, сколько народа приходит на футбол, и кто эти люди. Потому что в конечном итоге за все отвечает именно он. Своими деньгами и своим имиджем. И я ни разу не слышал и не видел, чтобы фанаты «Краснодара» поджигали бы свой стадион. Даже случайно.
Дмитрий Зубарев
спортивный обозреватель портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: