Новости
04 Августа 2014, 14:00

Полгода лихого времени

Опубликованная отчётность ведущих предприятий Татарстана за 1 полугодие 2014 года показывает два разнонаправленных тренда. Девальвация тащит из депрессивной ямы экспортеров, а вот производство, ориентированное на внутренний рынок, наоборот, погружается в рецессию. Победители и проигравшие компании республики — в обзоре портала TatCenter.ru.

Основной индикатор для нашей экономики — средняя цена российской экспортной нефти марки Urals — в январе-июне 2014 года уменьшилась в годовом исчислении на 4,9\%, до $ 106,53 за баррель. Несмотря на то, что падение нефтяных цен по отношению к 1 полугодию 2013 года оказалось существенным, его негативное влияние было с лихвой перекрыто прибылями от девальвации.

Девальвация рубля, проведенная в начале текущего года, оказалась дополнительным козырем для экспортеров. Так, средний номинальный курс доллара США вырос на 13\% и составил 34,97 руб. в январе-июне 2014 года (31,00 руб. за аналогичный период прошлого года). По евро рост еще выше — 18\%. Такая весомая «девальвационная премия» должна была серьезно подтолкнуть экономику, особенно в экспортно-ориентированных отраслях.

1 полугодие 2014 г. выдалось для экономики Татарстана довольно противоречивым — промышленное производство в республике выросло, но хуже, чем в целом по России (+0,6\%). Напомним, в России рост промышленности оказался почти в 3 раза выше (+1,5\%).

В целом нефтегазохимический комплекс Татарстана в первом полугодии произвел продукции на 501 млрд руб. — это на 17\% выше уровня прошлого года, рост отгрузки товаров на производство показали все отрасли комплекса. По итогам 6 месяцев получено 74,7 млрд руб. прибыли, что на 6,7\% превышает уровень 2013 года.

Индекс промышленного производства флагмана экономики республики, нефтегазохимического комплекса, составил +3\%, рост в нефтепереработке +12\%, в производстве пластмассовых изделий +4 \%, в нефтедобыче +1\%.

Наблюдается снижение выпуска моющих средств, глицерина, каучука, азотных удобрений. Выпуск резиновых изделий и вовсе сократился на 12\%. Под влиянием спада в автопроме производство шин сократилось на четверть (!). Заметно снижены также объемы выпуска полимерных труб, формовых и неформовых резинотехнических изделий. Рентабельность химической отрасли Татарстана достигла минимального значения за последние 5 лет.

По сравнению с первым полугодием 2013 года на 21\% упало производство бензина. Сказалось отрицательное влияние пожара 3 марта 2014 года на одном из крупнейших предприятий ОАО «ТАИФ-НК». Возобновить полноценную работу предприятию удалось только в начале мая. Фактически 1/5 полугодия завод не функционировал — отсюда и такое падение.

Однако если посмотреть на результаты работы ведущих предприятий Татарстана, все не так плохо. Все дело в «целительной» для некоторых компаний девальвации, стремительно набравшей ход в конце 2013 — начале 2014 годов.

Отсюда закономерность: кто экспортирует большую долю своей продукции, тому значительно легче пережить последствия российской рецессии.

Финансовые результаты 6 предприятий Татарстана, входящих в рассчитываемый порталом TatCenter.ru республиканский фондовый индекс ТАТИНДЕКС (TAIX), разнятся от мажорных (много экспортируемой продукции) до минорных (мало экспорта).

Действительно, Татнефть с долей экспорта 75\% и КАМАЗ (доля экспорта 12\%) демонстрируют разнонаправленные тренды. С другой стороны, тому же КАМАЗу удорожание импортируемой продукции конкурентов вроде бы на руку, но это натыкается на всеобщую депрессию на российском автомобильном рынке и неопределенность из-за сложной политической обстановки.

Пока неясно, как скажутся на промышленности республики введенные западными странами санкции. Есть технологии и сегменты, где наша зависимость от зарубежных технологий носит критический характер. Это наукоемкое станкостроение, новые методы добычи нефти, горизонтальное бурение, катализаторы, которые используются в нефтепереработке и в химии, — все это на 90\% работает на импортных технологиях.

Так, замдиректора ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» по экономическому управлению и анализу Наталья Федорова рассказала, что завод испытывает сложности из-за необходимости поставок импортных двигателей из Германии и Украины, которые устанавливаются как на гражданские, так и на военные суда. Она уверена, что решить проблему импортных поставок судостроительный завод в ближайшие три года сам не сможет. Директор департамента стратегического развития холдинговой компании «Ак Барс» (владеет судостроительным заводом) Валерия Ким добавила, что заменить их отечественными в полной мере не удастся — нет проектных, инжиниринговых компаний и отечественных технологий.

Предприятие

Выручка (в млрд руб.)

Темп прироста к 6 мес. 2013

Чистая прибыль (в млрд руб.)

Темп прироста к 6 мес. 2013

Татнефть


207

+23\%

48,3

+ 66\%

Добыча нефти в Татарстане по итогам полугодия незначительно выросла на 0,4\%. Небольшой отрицательный эффект снижения цены на нефть был полностью нейтрализован девальвацией.

Помимо прочего, возросла и нефтепереработка на мощностях «ТАНЕКО» — на 12\%. С начала года на установках ОАО «ТАНЕКО» переработано 4,3 млн тонн нефтесырья. До конца года в «Татнефти» намерены довести объемы переработки нефти первой установки завода с 7 млн тонн до 9 млн тонн в год.

В марте получено положительное заключение Ростехнадзора на ввод в эксплуатацию установки гидрокрекинга «ТАНЕКО». Начат выпуск и реализация дизельного топлива, технического керосина, стабильного газового бензина.

Компания стремительно сокращает долговую нагрузку: кредитный портфель «Татнефти» полегчал чуть ли не пять раз — с 60 млрд рублей по итогам 2012 года до 13 млрд рублей по итогам 1 полугодия 2014 года.

Нижнекамскнефтехим


65,5

+10\%

1,6

-38,3\%

Причиной относительно невысокого прироста выручки является неблагоприятная ситуация на рынке натурального каучука в 2013—2014 гг.

По данным рыночных аналитиков Mintec, после максимального роста в 2011 году цены на натуральный каучук в Таиланде, крупнейшем мировом производителе этого сырья, сократились в общей сложности на 64\%. Цены снижаются, в том числе, из-за постоянного увеличения объемов производства.

Кроме того, продолжает падать авторынок (основной потребитель шин). Авторынок РФ, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, просел в первом полугодии на 7,6\%.

При этом снизить себестоимость продаж компании не удалось — напротив, она возросла на 19\%. Сокращающаяся из-за снижения цен маржа в результате привела к глубокому падению квартальной прибыли (на 38,3\%).

КАМАЗ


46,1

-14\%

0,01

-99,6\%

Серьезное падение производства наблюдается по итогам 5 месяцев года на КАМАЗе — к 1 июня автогигант выпустил 16,5 тыс. грузовиков против 20 тыс. машин за аналогичный период прошлого (падение на 17,5\%).

Данные укладываются в тенденцию общего падения производства на российском рынке грузовиков, которое, по данным Росстата, приведенным аналитическим агентством «Автостат», составило 21,6\%.

Кроме того, существенно (почти в 3 раза) выросли коммерческие расходы. Главная причина — введение обязательного утилизационного сбора, обратные компенсации которого от государства запаздывают.

В итоге почти нулевой результат против полученной годом ранее полугодовой прибыли в 2,4 млрд руб.

Казаньоргсинтез


26,9

+14,4\%

2,8

Выросла в 2 раза

Менеджмент КОСа значительно поднял цены на свои основные продукты. С февраля цены на полиэтилен у КОСа и НКНХ (группа компаний «ТАИФ») поднялись усредненно на 40\%. Уверенно поднять цены удалось благодаря простою с февраля из-за пожара у своего основного конкурента, лукойловского «Ставролена».

Немного помогла и девальвация (доля экспортной продукции у предприятия по итогам 2013 года — 24\%).

Себестоимость продаж выросла на 10,5\%. Опережающий рост выручки над себестоимостью, положительная курсовая валютная переоценка и относительная стабильность по другим статьям отчета о прибылях и убытках привели к тому, что чистая квартальная прибыль оказалась в 2 раза выше, чем в 2013 году.

Нижнекамскшина


6,6

-18,5\%

-0,072

На 25\% снизилось производство шин на крупнейшем шинном комплексе республики — сказалось снижение производства и продаж автомобилей в России. Временные остановки производств были на General Motors в Санкт-Петербурге, на УАЗе, АвтоВАЗе, заводе Ford Sollers, на КамАЗе.

Прогноз сокращения рынка шин по итогам 2014 года — от 3\% до 7\%.

Таттелеком


3,6

+4,4\%

0,374

+8,1\%

На улучшение финансовых показателей компании играет, в первую очередь, ставка на увеличение абонентской базы.

Так, доля Таттелекома на рынке местной телефонии — 76\% (более 765 тыс. подключенных абонентских устройств). В сельской местности покрытие фиксированной телефонной связью составляет 97\%.

Прорывом можно считать приобретение в июле 2013 года 100\% активов филиала ЗАО «СМАРТС-Казань». С введением услуги мобильной связи компания стала универсальным оператором. В настоящее время она имеет 130 тыс. абонентов мобильной связи, но это далеко не предел — уже в 2014 году «Таттелеком» намерен покрыть сотовой связью всю республику, включая федеральные трассы.

Как результат — прирост по выручке (+4,4\%) и чистая прибыль в размере 374 млн руб.

Напомним, эти 6 предприятий — весомая часть экономики республики. Суммарная выручка компаний-лидеров по итогам 2012 года достигла 767 млрд рублей, что составляет 54\% от всего объема промышленного производства Татарстана.

Проведенная девальвация позволит в какой-то мере нивелировать сложившиеся отрицательные тенденции. И, если ситуация вокруг Украины сильно не ухудшится, то 2014 год наша сопротивляющаяся санкциям промышленность проведет на «околонулевом» уровне, а бюджет 2014 года будет немного профицитным.

Альберт Бикбов,

руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
19 Апреля 2024, 15:44

Пассажирская навигация в Татарстане возобновится 27 апреля

На внутренних маршрутах будет курсировать 10 судов.

Согласно заявлению гендиректора компании «Флот РТ» Романа Лизалина, пассажирскую навигацию в Татарстане планируется возобновить 27 апреля. Первый рейс будет осуществлен по внутреннему социально значимому маршруту. Об этом сообщает «Татар-информ».

Лизалин подчеркнул, что количество социально значимых рейсов останется на том же уровне. Кроме того, для удобства пассажиров расписание останется таким же, как в прошлом году. На внутренних маршрутах будет курсировать 10 судов.

Ранее TatCenter писал, что к 2026 году флот РТ пополнится четырьмя новыми кораблями, два из которых планируется запустить в 2025 году.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: