Несмотря на рост доходов татарстанского бюджета под воздействием девальвации, положительных моментов мало. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы выросли на 4%, а рост расходов при этом вышел на двузначную цифру — 24%. Как результат — текущий дефицит бюджета Татарстана в размере 5,6 млрд рублей вместо прошлогоднего профицита в размере 8,3 млрд рублей.
январь-май 2014 | январь-май 2013 | Абс. изменение | Отн. изменение | |
1. Доходы бюджета | 82,6 | 79,7 | 2,9 | 4% |
1.1.1. Налог на прибыль | 24,8 | 21,4 | 3,4 | 16% |
1.1.2. НДФЛ | 20,4 | 18,8 | 1,7 | 9% |
1.1.3. Налог на имущество | 12,7 | 12,1 | 0,6 | 5% |
1.1.4. Акцизы | 7,7 | 6 | 1,7 | 29% |
1.1.5. Налог на совокуп. доход (по др. налог. режимам) | 3,6 | 3,3 | 0,2 | 7% |
1.1.6. Доходы от использования госимущества | 1,3 | 2,2 | -0,9 | -39% |
1.1.7. Штрафы, санкции | 1,4 | 0,9 | 0,5 | 58% |
1.2. Безвозмездные поступления | 8,2 | 13 | -4,9 | -37% |
2. Расходы бюджета | 88,2 | 71,4 | 16,8 | 24% |
2.1. Образование | 28,2 | 22,5 | 5,8 | 26% |
2.2. Национальная экономика | 25,5 | 17,5 | 8 | 46% |
2.3. Здравоохранение | 9,7 | 9 | 0,7 | 8% |
2.4. Социальная политика | 9,4 | 8,8 | 0,6 | 7% |
2.5. ЖКХ | 4 | 4,2 | -0,2 | -5% |
3. Профицит/Дефицит бюджет | -5,6 | 8,3 | -13,9 |
*млрд руб.
Доходы
Основной налог Татарстана — налог на прибыль — вырос на 16% и составил 24,8 млрд рублей. Причиной роста стали более высокие валютные курсы. Так, средний номинальный курс доллара США вырос на 14,08% и составил 35,08 руб. в январе-мае 2014 года (30,75 руб. в 2013 году за аналогичный период). По евро рост еще выше — 19,4%.
Если учесть, что по данным 2013 года доля экспорта в страны Евросоюза в РТ составляет 79,8% от общего экспорта с расчетами в евро, то становится понятна причина столь высокой динамики по налогу на прибыль.
Благодаря девальвации доходная часть консолидированного бюджета РТ серьезно улучшилась по сравнению с прошлым годом. Нет никаких сомнений, что аналогич
ная картина будет наблюдаться в бюджете на протяжении всего года. Произошедшая масштабная девальвация рубля закроет все прорехи бюджета, столь сильно ориентированного на поступление «нефтяных доходов». Но сможет ли она компенсировать рост бюджетных обязательств?
Рост бюджетных доходов по НДФЛ на 9% обусловлен ростом заработной платы и, как следствие, увеличением фонда оплаты труда. Так, по данным Татарстанстата, среднемесячная заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в январе-апреле 2014 года составила 26 360,7 рубля и возросла на 11,3% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года.
Можно, конечно, сетовать, что повышение выплачиваемых зарплат было достигнуто, в основном, внеэкономическими методами — повышением зарплат бюджетникам (врачи, учителя, военные, полиция) в ходе реализации «майских» указов Путина. Но факт остается фактом: растет зарплата — растут и доходы бюджета.
Рост поступлений по акцизам на 29% связан с ростом ставок налогообложения. Его, таким образом, можно отнести на счет административного повышения акцизных ставок по крепкому алкоголю, пиву, табаку и по некоторым позициям нефтехимии, а также расширения линейки выпускаемых автомобилей на ООО «Форд Соллерс Елабуга».
По доходным статьям бюджета четко видно повышение по налогам, зависящим от курсовой политики (девальвация) и директивное (внеэкономическое) повышение поступлений других налогов и сборов.
В то же время, снизившийся на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем межбюджетных трансфертов немного смазал благостную картинку. Более того, снижение межбюджетных трансфертов из федерального центра полностью съело «девальвационную премию» бюджета. Это и неудивительно, ведь в 2013 году еще шел поток федеральных денег на Универсиаду, а в этом году он превратился в скромный ручеек.
Но в целом рост совокупных доходов бюджета на 4% — позитивное явление. Правда, если наложить на эту цифру инфляцию, то рост станет незаметен.
Расходы
На бурный рост расходов (сразу на 24%) повлияла необходимость выполнения все тех же «майских» указов Путина. Уже 2 года прошло с начала их реализации — такой тяжелой для региональных финансов. И ведь не проигнорируешь — невыполнение чревато… Федеральным чиновникам как-то не до компенсаций регионам тяжелой ноши. Регионы выкручиваются, как могут.
Напомним, согласно указам, к 2018 г. среднюю зарплату врачей и преподавателей вузов необходимо довести до 200% от средней по региону,
Возьмем отношение средней заработной платы работников соответствующей категории к средней заработной плате по РТ по данным на конец 2013 г.
Отношение средней зарплаты работников | |
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений | 100,3 |
Педагогические работники образовательных учреждений общего образования | 101,1 |
Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей | 58,5 |
Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования | 80,1 |
Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования | 141,6 |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) | 125,3 |
Средний ме дицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) | 73,6 |
Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) | 47,4 |
Социальные работники | 61,6 |
Работники учреждений культуры | 57 |
Научные сотрудники | 112,2 |
Как видно из таблицы, для выполнения майских указов придется продолжать наращивание зарплат по соответствующим категориям. Вот только где взять деньги?
Федеральное правительство, озабоченное тяжелой бюджетной ситуацией, сложившейся в регионах, нашло промежуточное решение. Три банка — ВТБ, Россельхозбанк и Сбербанк — согласились предоставлять кредиты по ставке 8,75%, они будут замещаться бюджетными кредитами, объем которых увеличат более чем в два раза, до кризисного уровня 2009—2010 годов, а ставку по ним снизят до уровня ниже 1%. Ставка приближается к той, что установлена для бюджетных кредитов, выдаваемых регионам на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Вот только Татарстану от этого решения ни жарко, ни холодно — он просто не может воспользоваться этим механизмом, потому что на него распространяется мораторий на привлечение кредитных средств и дальнейшее наращивание бюджетных кредитов, получаемых из Минфина РФ. Напомним, что в связи с подготовкой к Универсиаде Татарстан получил федеральных бюджетных кредитов на 65,5 млрд рублей. В конце 2012 года решением Москвы они были реструктурированы — были предоставлены налоговые каникулы на ближайшие 10 лет, то есть до 2022 года. А в последующие 10 лет — с 2023 по 2033 годы — республика должна будет погашать кредит равными долями по ставке 0,5 (!) процентов годовых.
Так что Татарстану придется как-то выкручиваться.
Для реализации майских путинских указов пришлось немного прижать расходы на «Жилищно-коммунальное хозяйство» (-5%). Зато возросли (во многом из-за поднятия зарплат учителям и врачам) расходы бюджета на «Образование» (+26%) и «Здравоохранение» (+8%). Отметим, что по здравоохранению тотальное поднятие зарплат еще на подходе.
Также на 46% пришлось увеличить расходы по статье «Национальная экономика», доведя ее исполнение до 64% от годового плана. Традиционный сезонный всплеск, ведь в данной статье расходов собрано множество инфраструктурных вложений.
Таким образом, Татарстан имеет текущий дефицит бюджета в размере 5,6 млрд рублей вместо прошлогоднего профицита в аналогичном периоде в размере 8,3 млрд рублей. Пока от необеспеченных федеральных мандатов не спасает даже девальвация.
Альберт Бикбов
руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: