Власти Казани поменяют систему управления жилищно-коммунальным хозяйством города. Сегодня на очередной сессии городской Думы глава комитета жилищно-коммунального хозяйства Искадер Гиниятуллин заявил, что с марта будущего года в столице Татарстане поменяется схема управления одной из самых сложных отраслей городского хозяйства.
Но уже сегодня депутаты проголосовали за изменения, касающиеся сбора и вывоза мусора с территории города. В частности, речь идет о том, что полномочия за вывоз мусора из городских поселков от комитета ЖКХ теперь переходят руководству районов. По мнению Гиниятуллина, так процесс будет проходить эффективнее. Только в прошлом году на эти цели власти города по информации, озвученной на сессии, потратили 152 млн рублей.
Чиновник призвал пересмотреть в целом подход к контролю за выполнением работ в домах, где, по его словам, за качество может быть ответственен только сам собственник. Согласно тексту действующего Жилищного кодекса РФ, управлять домом в полной мере может только хозяин квартиры. Он выступает заказчиком всех работ и должен оценивать их качество и сроки выполнения.
На деле же в Казани через ТСЖ управляется около 10% от всех многоквартирных домов, причем эти ТСЖ сформированы не жителями, а застройщиками в новых домах.
«За десять лет, которые прошли с принятия жилищного кодекса, довольно либерального, появилось только порядка 10% собственников. То есть, чтобы все жильцы стали собственниками, нужно, чтобы прошло 100 лет. Но сегодня законодательство России построено так, будто эти 100% есть уже здесь и сейчас.
На практике жильцов одного дома практически невозможно даже собрать на общее собрание, но, даже собравшись, люди не готовы брать на себя функции заказчика услуг. Исключений — единицы, и они только подтверждают правило — реального собственника жилья в стране нет", — констатирует глава комитета ЖКХ исполкома Казани.
Собственники не берут на себя ответственность за управление своим же домом и при этом не хотят платить за услуги, которые сами же и потребляют.
Для Казани даже недосбор в размере 2% означает прирост задолженности в 20 млн рублей ежемесячно. Сегодня долги населения уже превысили 1,5 млрд рублей. Для сравнения: весь план капремонта на 2014 год — это 178 домов на общую сумму 1,3 млрд рублей, рассказал Гиниятуллин.
За последние пять лет в рамках госпрограмм в Казани в капремонт домов, ремонт фасадов и благоустройство придомовых территорий было вложено почти 14 млрд рублей бюджетных средств. Жители при этом собрали только 12,6 млрд рублей.
Из-за неуплаты управляющие компании, которым нужно платить за потребленные домом ресурсы, перебрасывают туда деньги, зарезервированные для коммунальных служб. Это зарплаты дворников или сантехников, в которых сейчас нуждается отрасль. По данным Искандера Гиниятуллина, для Казани потребность в дворниках на данный момент составляет порядка 650 человек.
«На это накладывается еще и неоднородность жилого фонда. Есть дома, которые вовремя собирают плату за коммунальные платежи, есть те, которые необходимо субсидировать. При этом предложения ликвидировать общий котел (из него средства от домов-доноров распределяются в убыточные) чреваты серьезными последствиями.
К примеру, дом № 5 по ул. Тукая в Вахитовском районе собирает на текущий ремонт и содержание дома 5 тыс. рублей в год. При этом только на подготовку к зиме управляющая компания этого дома потратила 54 тыс. рублей, что в 11 раз больше, чем заплатили жильцы. Получается, что тариф за содержание в этом доме нужно поднять в 11 раз. Мы представляем себе последствия этого решения", — говорит Гиниятуллин.
Комитет ЖКХ предлагает поменять нынешний подход и создать систему, при которой появится ответственный заказчик услуг, способный ставить задачи и контролировать качество работ. Планируется учитывать разнородность домов, и через «Открытую Казань» сделать финансовые потоки внутри управляющих компаний прозрачнее.
В качестве пилотного варианта Гиниятуллин предлагает взять самый проблемный дом, наработки по которому можно будет потом использовать и по всему городу.
«Идеальным» он назвал опыт Москвы, где власти пытаются создать муниципальные бюджетные организации жилищников, которые одновременно являлись бы и заказчика
ми, и исполнителями работ по обслуживанию жилого фонда.
Однако и московская модель строится на существенных бюджетных вливаниях, которые, по словам чиновника, Казань себе позволить не может.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: