Спорный Вопрос: почему дорожает полис ОСАГО?

Полисы ОСАГО могут подорожать на 20% - ЦБ РФ обнародовал проект повышения территориальных коэффициентов. Почему страховые компании отказываются работать с «автогражданкой», и возможно ли автовладельцу в Татарстане купить полис без переплаты за допуслуги, портал TatCenter.ru выяснил у президента республиканского Союза страховщиков Рустэма Сабирова.

Банк России опубликовал проект увеличения тарифов в ОСАГО. Базовые ставки остаются на месте: для физлица—владельца легкового автомобиля 1980 рублей, для юрлица — 2375 рублей. Мегарегулятор предлагает повысить территориальные коэффициенты в 31 субъекте РФ, в том числе и в Татарстане. По оценкам аналитиков, в число городов с наиболее существенным увеличением регионального коэффициента попадает и Казань — повышение ожидается с 2 до 2,3.

Прояснить ситуацию с положением дел в печально известном сегменте ОСАГО порталу TatCenter.ru помог президент Союза страховщиков Татарстана Рустэм Ильдусович Сабиров. Некоторые заявления эксперта оказались весьма неожиданными.

ОСАГО — бизнес, а не мера социальной поддержки населения

— Рустэм Ильдусович, расскажите подробнее о проекте Банка России.

— Начнем с того, что это пока всего лишь проект. Во-вторых, о поднятии тарифов речи не идет. Тариф был утвержден в 2003 году, то есть одиннадцать лет назад. Он каким был, таким и остался — 1980 рублей для физических лиц. В проекте речь идет о территориальных коэффициентах. Ситуация такова, что в разных субъектах РФ убыточность разная. Где-то она достаточно хорошая, где-то она средняя, где-то — катастрофичная. Например, на Камчатке убыточность по ОСАГО составляет 139%. Можете себе представить? Страховая компания собирает миллион, а выплачивает миллион четыреста. Это что — бизнес или мера социальной поддержки населения? Коэффициенты были скорректированы исходя из реальной убыточности субъекта. Корректировка коснулась 31 субъекта РФ. Среди них есть и Татарстан. Процент, на который был повышен поправочный коэффициент, в среднем составляет от 10% до 20%. В том числе и в Татарстане. Максимальное повышение произойдет в 3−4 субъектах РФ. Повторюсь, в основном повышение выражается в 10 — 20%.

— Где в Татарстане ожидается максимальное повышение?

— Максимальное в Казани и Набережных Челнах. Примерно на 15%.

— Каким предлагается сделать коэффициент для Казани?

—  Сейчас коэффициент в Казани равняется 2. В проекте ЦБ РФ заложен поправочный коэффициент 2,3. По замыслу разработчиков проекта, убыточность по ОСАГО во всех регионах России будет более-менее одинаковой.

— То есть, цель проекта — нивилировать убыточность?

— Совершенно верно. И потом уже можно будет говорить о поднятии тарифов. Для чего вообще существуют территориальные коэффициенты — разные климатические условия, разное качество дорог, разная культура вождения и так далее. Убыточность должна быть одинаковой. Отдельный разговор и цифры по тарифам. Напомню, что год назад Госдума вышла с инициативой поднять лимиты ответственности — если раньше страховщики по «железу» должны были компенсировать убытки до 130 тысяч рублей, то сейчас они должны будут компенсировать 400 тысяч рублей, а по вреду жизни и здоровью компенсируют 160 тысяч рублей, а будут 500 тысяч рублей. То есть в три с лишним раза повышаются лимиты ответственности. Заметьте, о тарифе речь не идет вообще. Даже сегодня без окончательного утверждения новых лимитов продажа страховых полисов ОСАГО во многих субъектах убыточна. Представьте, вы приходите в ресторан и покупаете компот. Вдруг какая-то «добрая душа» вывешивает приказ, что теперь за эти же деньги вам обязаны дать еще и первое с мясом, да еще и второе. Как вы думаете, что будет с этим заведением? Оно просто закроется.

— Никто не будет работать себе в убыток…

— Я надеюсь, что новые цифры были приняты на основании анализов, исследований, мониторинга… И я надеюсь, что вопрос по равномерной убыточности, может быть, будет решен, и проект превратится в реальный документ.

— Станет ли в этом случае сегмент ОСАГО более привлекательным для страховых компаний? Не секрет ведь, что автолюбители жалуются на то, что в Казани становится проблематично купить полис ОСАГО…

— Причин тому достаточно много. Приведу простой пример. В советское время было трудно купить в магазинах мясо. Оно стоило достаточно недорого, но его просто не было. Был дефицит. Когда Гайдар и его команда отпустили цены, мы получили на прилавки все, что мы имеем. Есть две известные категории, которые позволяют иметь баланс в торговле, в производстве, в реализации товаров и услуг — это спрос и предложение. Сегодня ситуация такова, что спрос на ОСАГО есть, а предложе
ния при таких ценах нет.

— Почему?

— Потому что если бы у нас действовал рыночный механизм, происходило бы саморегулирование цены. Яркий пример тому — КАСКО, цены на этот продукт примерно одинаковые. Есть компании, которые демпингуют время от времени… Потом, правда, часть из них уходят с рынка (смеется, — прим. автора). Есть компании, которые стали их поднимать. Это нормальный процесс. Повторюсь, что в ОСАГО тарифы не поднимались одиннадцать лет. Стоимость автопарка за эти годы возросла примерно в 2,5 раза. Вместо отечественных автомобилей мы сегодня видим большое количество иномарок. Достаточно дорогих. Запчасти выросли, в среднем, в три раза. Бензин также подорожал примерно в 2,5−3 раза. Тариф ОСАГО остался тот же самый. И это только один фактор, который влияет на формирование убыточности, на те расходы, которые несут страховщики. И это далеко не все.

— Какие еще факторы влияют на убыточность?

— Полтора года назад пленум Верховного суда принял решение…

— Имеете в виду нормы закона о защите прав потребителей, которые стали распространяться и на страхование?

— Да. Поэтому сегодня суды внесли свою лепту на рынок и, к сожалению, очень многие этим пользуются. Возникла целая отрасль. Десятки тысяч молодых людей, закончивших юрфак, не желающих трудиться на заводах, фабриках, в колхозах, на этом строят свой бизнес и «раздевают» страховые компании при молчаливом согласии судов. Получается такая ситуация, что, по оценкам специалистов, сразу 40% выплат по ОСАГО идут отнюдь не страхователям, а в карманы мошенников. Это что, нормально? Естественно, все это закладывается в стоимость. Возвращаясь к примеру с мясом — надо ругать не продавца в мясном магазине, что мяса нет, а надо менять систему. Или менять тарифы, или поставить заслон мошенничеству. Сейчас все это закладывается в цену.

Мяса не будет…

— Если взглянуть на эту ситуацию с точки зрения потребителя…

— Мяса не будет (смеется, — прим. автора).

— Потребитель приходит в страховую компанию, ему помимо полиса ОСАГО навязывают дополнительные услуги. Поясните, имеет ли право страховая компания навязывать допуслуги, и можно ли купить полис без них?

— Бытует такая точка зрения, что страховщики жируют, набивают карманы… Вы мне просто объясните, раз страховщики набивают карманы, почему они закрывают свои офисы, почему они уходят с рынка, почему они не хотят продавать ОСАГО? Вот вам реальный сигнал. Это ведь не одна компания. Сотни компаний договориться не могут. Это бизнес. Если бы это было хотя бы неубыточно, люди бы продавали. Будьте уверены! Открывали бы новые точки продаж. Сегодня же страховщики закрывают точки продаж, уходят из целых субъектов, и продавать не хотят.

— Потребителю-то что делать?

— Сегодня не рынок, а государство регулирует цены. Убыточность превзошла ту грань, за которой этот бизнес превратился из рентабельного в нерентабельный. В убыток себе коммерческое предприятие работать не должно по определению. Во-первых, потребитель должен повлиять на законодателя, чтобы механизм работал. Страхование — это рыночный механизм. Я тоже автолюбитель. Законодатель должен нас услышать и принять меры, чтобы это все работало. Второй вариант — отпустить цены. Сделать их рыночными. И рынок сам их отрегулирует, как и тарифы на КАСКО, на мясо…

— Вздергивать цены искусственно никто не будет, Вы считаете?

— А зачем? Если я подниму цену слишком высоко, у меня не будут покупать. Но продавать ниже себестоимости я тоже не буду.

— И все-таки…

— Опасаюсь быть непонятым… Скажу, может быть, крамольную вещь. Во время дефицита, чтобы хоть как-то компенсировать свои затраты, что делали работники книжных магазинов. Допустим, появляется на прилавке томик А. Дюма «Три мушкетера». Дефицит. Но желающих его купить — очень много. Вам продавщица говорит: «Продам, но подпишись на журнал «Коммунист». Выполнила план: все подписываются на «Коммунист» или покупают сборник статей партии КПСС… Ну, а что делать-то? (смеется, — прим. автора).

— То есть, по-Вашему, получается, потребители должны войти в положение страховых компаний?

— Войти в положение, именно! Есть на рынке РТ компании, которые, наверное, еще продают полисы ОСАГО. Себе в убыток. Замечательные компании — несут колоссальную социальную ответственность. Но, тем не менее, надолго их вряд ли хватит. Все же понимают, что работать в убыток бесконечно долг
о нельзя. Если бизнес позволяет зарабатывать, он остается, если нет — бизнес закрывается. Если страховщики не закрываются и не уходят, сейчас они стараются ограничить продажу полисов ОСАГО. Многие головные офисы понимают, что не могут отказывать всем. Но новые продажи ограничивают. Продавать всем, как и раньше — коммерсантам невыгодно. Потребителю, во-первых, можно поискать компанию, которая еще продает полисы ОСАГО. Во-вторых, можно занять очередь…

— То есть, сейчас в Татарстане очередь на продажу полисов ОСАГО у некоторых страховщиков существует?

— Да, все то же самое, что было в советское время. Третий вариант — стать постоянным клиентом определенной компании, купить что-то еще. Я понимаю, что это незаконно. Но вы должны понимать, что, к сожалению, есть закон рынка. Сегодня можно купить полис ОСАГО, но — соблюдая системы, которые поддерживают определенный баланс интересов.

ЗАКОН ГЛАСИТ:

Между тем, Роспотребнадзор по РТ отмечает, что в соответствии с п. 2 ст. 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Кроме того, согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ № 2300−1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Поскольку договор ОСАГО является публичным договором, отказ коммерческой организации от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается. Страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу ТС, обратившемуся к нему с заявлением о заключении указанного договора и представившему документы в соответствии сп. 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263.

Исходя из вышеизложенного, запрещается ставить возможность заключения договора ОСАГО в зависимость от заключения иного вида договора. Также не допускается отказ в заключении договора ОСАГО при нежелании потребителя воспользоваться иными дополнительными платными услугами.

В случае подобного нарушения ваших прав вы можете обратиться с соответствующими жалобами в региональные отделения Федеральной антимонопольной службы, либо в Межрегиональное управление службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (г. Казань), расположенным по адресу: 420 021, г. Казань, ул. Московская, д. 53/6.

Беседовала: Юлия Амочаева

Новости
19 Апреля 2024, 10:07

Машины сервиса «Челнок» могут выйти на дороги Нижнекамска и Елабуги

Пока что сервис перевозок работает только в Набережных Челнах.

Организаторы сервиса перевозок «Челнок» планируют начать работать в Елабуге и Нижнекамске. Для расширения организации нужны инвесторы, сообщает РБК «Татарстан».

Сейчас машины сервиса перевозят пассажиров Набережных Челнов. Недавно «Челнок» начал работать во всех районах города. Теперь создатели сервиса планируют расширение — сервис может прийти в Нижнекамск и Елабугу. Идею воплотят в жизнь, если будет получено положительное решение от инвестора.

В организации отметили, что жители Набережных Челнов активно пользуются сервисом. «Челнок» заработал в городе в 2022 году. Это гибрид общественного транспорта и такси. Машины сервиса выстраивают маршрут, исходя из запросов пассажиров.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: