С 1 января 2014 года в России вступил в силу закон, непосредственно имеющий отношение к здоровью граждан — новая редакция ФЗ «О рекламе». Поправки к закону запретили лечебным учреждениям рекламу медицинских услуг.
Эксперты опасаются, что закон может нанести вред не только медицинским учреждениям — клиники Татарстана уже подсчитывают убытки, но и самим пациентам. Последние, по словам экспертов, лишаются права на получение из рекламы полной информации о какой бы то ни было медицинской услуге. За сокращением количества пациентов частные клиники Татарстана ожидает и сокращение доходов. Не исключено, что в ближайшие месяцы услуги негосударственных медучреждений республики существенно подорожают.
Спорные вопросы действия новых поправок на рынок частной медицины Татарстана портал TatCenter.ru обсудил с директором «Алан Клиник» в Казани Рустэмом Алиевичем Мухамеджановым.
Цитаты Рустэма Мухамеджанова:
— «Потребители уже потеряли определенную часть информации, которую они могли бы получить из рекламных материалов»;
— «УФАС по РТ пока замер. Весь рынок находится в ожидании»;
— «Если же говорить о том, что реально грозит нарушителю, то могу сказать одно — нарушения закона „О рекламе“ караются очень жестоко. Даже не жестоко., дорого! Штрафы исчисляются сотнями тысяч рублей»;
— «Организация, которая позволит себе сказать больше, сказать на грани фола и нарушить действующий закон „О рекламе“, — она может и лечить точно также — на грани фола»;
— «Я думаю, это все может вылиться в удорожание медицинских услуг. Потеряли ли частные клиники? Пока нет, — мы просто стали больше тратить».
Пациенты уже лишились информации о медицинских услугах
— Рустэм Алиевич, расскажите подробнее о поправках в закон «О рекламе» и о том, как они отразились на рынке частной медицины Татарстана, на потребителях медуслуг?
— Закон не новый, он существует уже давно. А вот поправки вступили в силу в январе этого года. Проще сказать, что медучреждениям можно рекламировать. Можно рекламировать перечень видов деятельности в соответствии с лицензией, и разрешена так называемая имиджевая реклама. Нельзя рекламировать медицинские услуги. Нельзя рекламировать методы.
— Чтобы было понятно, приведите пример…
— Ультразвуковое исследование — нельзя рекламировать. Операция по лечению геморроя — нельзя. Медучреждение может указать в рекламе свое название ООО «…» и вид деятельности. Но о чем это говорит потребителям?
— Как запрет отражается на потребителях медицинских услуг?
— Потребители уже потеряли определенную часть информации, которую они могли бы получить из рекламных материалов…
— Реклама медицинских услуг запрещена совсем? На всех носителях?
— Да. Такого рода информацию можно подавать только на выставках, в специализированных медицинских изданиях… Я не понимаю, для чего об этом я должен говорить врачам. Они и так все знают. Это не реклама. Информация для широкого круга потребителей уже ограничена.
— Но ведь при этом реклама, например, БАДов разрешена по-прежнему…
— Там другие условия. У них нет составляющей, отдельно — реклама препарата, отдельно — его применение. Они, рекламируя препарат, рекламируют препарат. Медицинские клиники же имеют лишь возможность заявить вид деятельности. В то время как раньше мы имели возможность заявить об услуге, рассказать о ней. Медучреждения, на мой взгляд, должны иметь возможность дать потребителям немного больше информации, чтобы потребители понимали, о чем идет речь. Ведь не всегда название специальности четко говорит пациенту, что он может решить ту или иную проблему.
Нарушения закона караются очень жестоко и дорого
— Какие санкции грозят медицинскому учреждению, если оно будет продолжать рекламировать услуги? Были ли уже подобные прецеденты в Татарстане?
— Насколько я знаю, за 2,5 месяца в Татарстане пока ни к одному медучреждению штрафные санкции не применялись. Такого прецедента еще не было. УФАС по РТ пока замер. Весь рынок находится в ожидании. Кто что себе может позволить, тот это себе и позволяет. Я думаю, антимонопольная служба накапливает информацию. Если же говорить о том, что реально грозит нарушителю, то могу сказать
одно — нарушения закона «О рекламе» караются очень жестоко. Даже не жестоко., дорого! Штрафы исчисляются сотнями тысяч рублей.
— Запрет на рекламу медицинских услуг — это удар для рынка частной медицины Татарстана, как Вы считаете?
— Это вопрос, над которым я думаю больше всего. Раз уж все медицинские учреждения находятся в равных условиях, я бы не сказал, что что-то серьезно изменилось в коммерческой составляющей работы клиник. В информационной составляющей — да, рынок потерял. Пациенты, прежде всего.
— Но все-таки, из-за отсутствия рекламы поток пациентов рано или поздно сократится…
— Ничего не появляется из ничего, и ничего не исчезает в никуда. Взаимодействовать будет сложнее. Если у пациента возникает какая-либо проблема, то ему необходимо будет потратить больше времени на поиск нужного специалиста, либо он может попасть не туда. Организация, которая позволит себе сказать больше, сказать на грани фола и нарушить действующий закон «О рекламе», — она может и лечить точно также — на грани фола.
Запрет на рекламу выльется в удорожание медуслуг
— Рустэм Алиевич, вы находитесь в постоянном взаимодействии с другими медучреждениями Татарстана. Признайтесь, за 2,5 месяца действия поправок доходы татарстанских частных клиник изменились?
— Наверное, изменились. Медицинским учреждениям теперь приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы информировать пациентов о своих услугах. Соответственно, это для частных клиник стало дороже. Рано или поздно частные медучреждения могут подсчитать себестоимость новой политики, и это может отразиться на конечной стоимости медицинских услуг для потребителей. Ведь чем больше барьеров и чем больше мы пытаемся все эти барьеры обойти — ведь это дополнительные затраты клиник на юристов, затраты на персонал, который анализирует, что можно, а что нельзя, это миллион согласований… Понятно ведь, что все это стоит денег. Это время, это усилия, это работа. Я думаю, это все может вылиться в удорожание медицинских услуг. Потеряли ли частные клиники? Пока нет, — мы просто стали больше тратить…
— На сегодняшний день в медицинском сообществе продолжается активное обсуждение вступивших в силу поправок. И сообщество, скажем так, бунтует и активно выражает свое несогласие. Вам не кажется, что реакция несколько запоздалая?
— Мы россияне. Мы всегда верим в Царя-батюшку, в то, что «все будет хорошо». Закон ждали. Еще до его принятия уже шли активные обсуждения. Но все думали, вот сейчас поправки примут, за ними последуют комментарии и разъяснения официальных уполномоченных органов — что можно, а что нельзя. Этого не произошло — сплошное молчание. Когда все потыкались в закрытые двери, постучались головой — тогда уже подняли шум. Ответов на многочисленные вопросы нет, но каждый понимает, чем рискует.
— Как Вам кажется, после активного вмешательства медицинского сообщества есть ли вероятность, что поправки будут пересмотрены?
— Очень бы этого хотелось.
Беседовала Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: