«Вечно новый «Севильский цирюльник», — такими словами представил народный артист России Святослав Бэлза премьеру фестиваля. В Казани эта опера в таком виде ставится впервые, для нее специально создавали декорации, костюмы. Дирижер оркестра — уже полюбившийся нашему зрителю итальянец Марко Боэми.
«Кем бу?»
Если ресторанный критик делает профессиональные рецензии ресторанов и их блюд, то театральный критик должен оценивать спектакль, атмосферу и работу коллектива. О том, как готовили оперу «Севильский цирюльник», портал TatCenter.ru писал ранее. А своего рода «дегустацию» этого блюда провели первые зрители фестиваля 2 февраля.
Не будучи знатоком классической оперы, не берусь оценивать качество исполнения партий, говорить о голосах солистов и работе оркестра. Одно можно точно сказать: все команды отработали на все сто, потому что все обещанные планы были осуществлены. Например, как и обещал режиссер, в начале спектакля большая декорация-коробка была закрыта и открывалась под музыку дважды — в начале каждого действия. А в первой картине Фигаро неожиданно возник в женском платье!
Были еще сюрпризы от режиссера — пару раз на сцене заговаривали на русском языке (когда читали письмо или список белья для стирки). Но больше смеха вызвал вопрос одного из главных героев на татарском языке: «Кем бу?», который он задал, когда кто-то постучал в двери… После этого зал заметно оживился — зрители стали обсуждать героев, перешептывались и смеялись, а значит, комедия удалась.
Все герои оперы меняли свои костюмы между действиями, и зрители в этих переменах могли увидеть явные отсылки к известным персонажам из популярных произведений и известным мотивам. Так, на сцене появлялись артисты в мексиканских костюмах, вынося с собой переносной кактус.
И все счастливы!
Все представление Фигаро помогает Альмавиве добиться Розины, он переодевается в разных людей, обманывает Бартоло и придумывает легенды для графа. Глупый и чересчур осторожный Бартоло в каждом движении Розины видит измену или подозревает ее в каком-то заговоре. Но тщетная предосторожность (а поначалу опера так и называлась — «Альмавива, или Тщетная предосторожность») Бартоло в итоге сыграет на руку главным героям — они останутся наедине с нотариусом и смогут уговорить стать свидетелем Дона Базилио. Заканчивается спектакль хэппи-эндом: Розина и Альмавива стали мужем и женой, а Бартоло остался ни с чем.
Главные партии исполняли, по традиции фестиваля, приглашенные солисты: Фигаро — Владимир Мороз (Мариинский театр), Розина — Ольга Пудова (Мариинский театр), граф Альмавива — Алексей Татаринцев и Дон Базилио — Андрей Валентий (Национальный Большой театр Республики Беларусь).
Оперу повторят сегодня, 3 февраля. Кроме «Севильского цирюльника», зрителей фестиваля ждут лучшие постановки театра: «Евгений Онегин», «Риголетто», «Аида», «Турандот», «Травиата», «Кармен», «Борис Годунов». Завершится фестиваль двумя гала-концертами 17 и 18 февраля.
Казанской опере — 140 лет
Фестиваль им. Шаляпина в этом году посвящен 140-летию оперы в Казани: 26 августа 1874 г. артистами казанской оперной труппы была дана опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Теперь эта дата по праву считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани. Шаляпинский фестиваль — старейший российский фестиваль оперного искусства, он был основан в 1982 г. по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова. Каждый год в афише фестиваля представлены собственные постановки оперного театра, но главные партии в них всегда исполняют приглашенные солисты: это звезды оперной сцены, певцы, выступающие на лучших площадках мира, вокалисты и дирижеры из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также крупнейшие театры России.
Святослав Бэлза, открывая фестиваль, отметил:
«Мне неоднократно приходилось убеждаться в том, как широко распространилась слава шаляпинского фестиваля в мире. Он — визитная карточка Казани и республики Татарстан».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: