Последние поправки бюджета-2013 республики Татарстан в виде закона были приняты Госсоветом в конце июня этого года. По ним доходы бюджета РТ составили 142,6 млрд руб., расходы 154,2 млрд руб., а, соответственно, дефицит — 11,6 млрд руб.
Вообще-то изначально это была плохая идея, ведь возможность кассово преодолевать бюджетный дефицит отсутствовала из-за накладываемого моратория на привлечение новых бюджетных кредитов. Напомним, мораторий был установлен в ходе прошлогодней реструктуризации ранее выданных федеральным центром бюджетных кредитов Татарстану на сумму 65,5 млрд рублей. Так что рано или поздно надо было с дефицитом как-то выкручиваться и вносить изменения в основной финансовый закон.
В свою очередь, плановая цифра доходов распадалась на собственные доходы в размере 116,7 млрд руб. и 25,9 млрд межбюджетных трансфертов (безвозмездных поступлений в виде федеральных дотаций, субвенций и субсидий, — прим. автора). Именно такой была последняя редакция закона о бюджете. Поэтому, когда в ходе состоявшейся 13 декабря совместной коллегии Минфина РТ с налоговой службой и федеральным казначейством республики «Об оперативных итогах исполнения консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2013 год и задачах финансовых, казначейских и налоговых органов Республики Татарстан на 2014 год» из уст республиканских докладчиков прозвучали совсем иные цифры, можно было предположить, что параметры основного финансового закона оказались пересмотрены.
В частности, было заявлено, что в бюджет республики поступит собственных доходов на 127 млрд руб., а федеральные межбюджетные трансферты составят 35,8 млрд руб. Из прозвучавших цифр очевидно несоответствие утвержденному ранее бюджету Татарстана в виде превышения по собственным доходам на 10,3 млрд руб. и межбюджетным трансфертам на 9,9 млрд рублей.
Откуда же свалились столь крупные и неожиданные деньги?
Интрига раскрылась сегодня. Министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин представил проект закона, вносящий изменения в закон Татарстана «О бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».
В первую очередь необходимо отметить в доходной части бюджета Татарстана дополнительно поступившие средства федерального бюджета в объеме 14,7 млрд рублей. Между тем, в бюджете теперь предусмотрены возвраты в федеральную казну остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет, имеющих целевое назначение. Это уменьшит доходную часть бюджета РТ на 1,1 млрд рублей.
Получается, что чистый прирост межбюджетных трансфертов составит 13,6 млрд рублей. Из них 2,2 млрд рублей — это дотация на заработную плату. Остальные 11,4 млрд руб. будут являться субсидиями, которые необходимо софинансировать из республиканского бюджета. А для этого необходимо «нарисовать» дополнительные доходы, ведь будут ли найдены для этого дополнительные источники — вопрос уже другой…
Так, министр финансов Радик Гайзатуллин налоговые доходы предложил увеличить на 8,4 млрд рублей. По второму крупному разделу доходной части бюджета — неналоговым доходам — предлагается увеличение относительно утвержденного плана на 2013 год на сумму 2,2 млрд рублей. Итого общая сумма «нарисованных» доходов республиканского бюджета для соответствия принципу софинансирования составит 10,5 млрд рублей.
Вместе с федеральными трансфертами суммарное увеличение доходной части бюджета Татарстана составит в целом 24,1 млрд рублей.
Теперь, что касается расходов бюджета Татарстана на 2013 год. Их предлагается увеличить сразу на 13,5 млрд рублей. Это целевые средства федерального бюджета и федеральных фондов, софинансирование федеральных целевых программ (ФЦП), социально-значимые расходы бюджета республики.
В результате очередной перекройки бюджета, а именно увеличения доходной и расходной частей, на 2013 год общий объем доходов составит 166,7 млрд рублей, а расходов — 167,8 млрд рублей. Дефицит бюджета — 1,1 млрд рублей (вместо июньских 11,6 млрд — прим. ред.).
Очевидно, что в бюджет Татарстана будет дополнительно закачано Москвой 13,6 млрд рублей. А вот софинансирование в виде реальных республиканских «доходов-расходов» будет носить исключительно «бумажный» характер. Ведь денег на это в республике попросту нет.
Так, по основному республиканскому доходному источнику, налогу на прибыль, сборы в этом году по сравнению с прошлогодним показателем упали сразу на 15\%, что в абсолютном выражении составляет 9,2 млрд рублей. Главная причина — изменения экономической конъюнктуры и налогообложения в нефтехимии.
А тут еще и необходимость как-то найти источники для финансирования повышения зарплат бюджетникам из-за майских указов Владимира Путина. Напомним, согласно указам, за год необходимо довести среднюю зарплату учителей до уровня средней по региону, а к 2018-му среднюю зарплату врачей и преподавателей вузов — до 200\% от средней по региону. В 2013 году в Татарстане только на это повышение потребовалось дополнительно 16,2 млрд рублей. А федеральный Минфин из 16,2 млрд руб. компенсировал лишь 3,7 миллиарда. Разницу республиканский бюджет должен как-то закрывать. Самостоятельно.
Показателен и диалог, состоявшийся накануне между министром финансов РФ Антоном Силуановым и президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.
«Указы надо выполнять, но как? — президент Татарстана все-таки еще раз надавил на тему роста зарплатных расходов и ничтожных федеральных компенсаций этого роста. — Сейчас еще можем, а через два года уже не сможем! На цифрах могу показать, что это неподъемно».
На заявления президента РТ глава федерального Минфина примирительно предположил: «Деньги, заложенные на указы, все равно найдутся в ходе исполнения бюджета».
«И вы немножко поможете», — подсказал Минниханов.
«И мы немножко поможем», — повторил Силуанов, — конечно…"
Вот и помогли. Вот и исправил федеральный центр свою «оплошность» на 12,5 млрд руб., да еще и 1,1 млрд руб. подкинул (чтобы дефицит бюджета кассово закрыть — прим. автора).
Альберт Бикбов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: