Продолжая следовать своей идеологии делать все «впервые в Казани», кураторы галереи современного искусства «Смена» решили организовать выставку одного из самых актуальных апологетов отечественного современного искусства — Николая Копейкина.
У художника на счету 30 групповых и 15 персональных выставок не только в России, но и в Лондоне, Женеве, Амстердаме. Копейкин — участник сообщества российских художников «Колдовские Художники», или сокращенно «Колхуи». Ими было создано новое направление в искусстве — мультреализм, цель которого «не очаровать, но разочаровать зрителя», заставить взглянуть на мир и на себя по-новому.
Копейкин очень любит подчеркивать, что среди членов объединения нет профессиональных художников: «Профессионализм — это одно из зол, с которым мы боремся», — говорит он. Копейкин также является участником ставшей уже легендарной музыкальной группы «НОМ» (Неформальное Общество Молодежи — ред.) и кинорежиссером студии «Номфильм». Объединение базируется в Питере и словно перехватывает эстафетную палочку флагмана современного андерграундного искусства у «митьков».
Когда смотришь на картины Копейкина, создается впечатление, что на каждый жизненный сюжет, каждое мгновение и каждую деталь художник смотрит сквозь ироничную призму.
«Меня не интересует социальщина, мне больше интересны темные стороны человеческой души», — говорит о своем творчестве художник.
Но, как известно, духовное неразрывно связано с физическим, и как раз на картинах эти темные стороны выливаются в самые разные социальные явления нашей жизни. В своих работах художник показывает как актуальные события последнего времени, так и типичные сюжеты российской жизни, которые были и останутся острыми.
На одной из картин — спецназовец с дубинкой. На его груди надпись — «блюститель дум». Эту картину Копейкин посвятил протестным движениям 2012 года и одному из главных действующих лиц — представителю силовых структур. Автор говорит, что сам не раз участвовал во всевозможных митингах и шествиях, но, как бы грубо ни вела себя наша полиция, в Европе все происходит гораздо жестче: «Как-то мы с группой НОМ выступали в Германии, и наш концерт был аккурат после какого-то протестного митинга. В тот день на наш концерт пришло человек сто с окровавленными лицами и перебинтованными конечностями. Смотрелось жутковато».
На банальный вопрос о том, откуда он берет образы для своих работ, художник отвечает с доброй, будто бы отеческой улыбкой:
«Образы подбираются очень легко. Они на моих картинах как картошка — немытые, но такие родные».
Как пример вечного российского образа Копейкин демонстрирует картину, где «зэк» сидит «на кортах». И если многие говорят, что наше общество до сих пор не встало с колен, то художник утверждает, что оно не встало «с кортов». Искоренить этот образ вряд ли когда-нибудь удастся, потому и называется эта картина «Кощей бессмертный». Лицо заключенного срисовано автором с отца его друга. Как говорит сам Копейкин, тот об этом даже не подозревает. А то, что зэку так подошло лицо человека, никогда в тюрьме не сидевшего, лишь подчеркивает некую типичность российских образов. Особенно если смотреть на них с иронией, что и делает художник.
Последние несколько лет Копейкин — один из самых востребованных российских художников. Практически все картины раскупают в течение 1,5−2 лет после выставки. Познакомиться с творчеством художника можно в Казани с 13 декабря по 10 января.
Александр Левин
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: