Новости
10 Декабря 2013, 08:06

Удобный город как символ демократии

Как сделать город удобнее для его жителей, почему автомобилей становится все больше и какое равенство нужно обеспечивать в первую очередь в мегаполисе? Казань посетил известный ученый-урбанист, экс-мэр столицы Колумбии Энрике Пеньялоса.

Лекция, которую провел в КГАСУ Энрике Пеньялоса, напоминала лекции левых философов XX века, часто преподававших в университетах Европы. Как и любой философ подобного толка, Пеньялоса дает определение многим вопросам и проблемам через вопросы личной свободы и всеобщего равенства.

Сквозь призму нашего менталитета сложно понять: как такой человек мог попасть на встречу в городскую ратушу, увидеться лично с мэром? Все потому, что у Пеньялоса отличный послужной список: экс-мэр столицы Колумбии Богота, глава совета директоров института транспорта и развития Нью-Йорка, консультант градостроителей из крупнейших городов мира.

Символично, что лекция началась с просьбы преподавателя студентам сесть на ступеньки или выйти вовсе, чтобы освободить места для приглашенных гостей: среди них были главы муниципальных районов, сотрудники ГИБДД и прочие облеченные некой властью люди.

По словам лектора, существует прямая связь между улучшением городского пространства и улучшением уровня жизни людей. Притом под уровнем жизни здесь понимается не только уровень заработка, но и уровень таких пространных, но в то же время важных понятий, как личное и общественное счастье. Город — это лишь средство достижения высокого уровня жизни.

«Основа всей современной жизни в абсолютном большинстве стран — капитализм. А держится он на рыночной экономике. При этом для того, чтобы рынок работал, в обществе должно быть социальное неравенство. И что, значит, мы о равенстве должны забыть? Нет! Ведь демократия — это не пустой звук».

Главное — равенство, считает Пеньялоса, — равенство между детьми. Каждый должен иметь доступ к зеленому парку, бассейну и прочей полезной инфраструктуре. Но для создания подобного равенства нужно сначала, разумеется, создать такую инфраструктуру.

Улицы Боготы до и после руководства Пеньялоса

Что такое хороший город?

«Хороший город — это такой город, где нам хочется находиться в общественном пространстве, — цитирует Пеньялоса одного из ученых-урбанистов. — Что это за пространства? Это парки, площади, пешеходные зоны. Именно там должно ощущаться всеобщее равенство. Ведь в рабочее время люди с низким и высоким достатком равны, а неравенство начинает ощущаться, когда они выходят из офиса на улицу. Богатые могут позволить себе личные сады, спортивные площадки и прочее… Нужно создавать аналогичные общественные вещи, не уступающие по уровню. Если в городе хорошо себя чувствуют наиболее уязвимые категории граждан — дети, пожилые, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, — значит, комфортно и остальным».

Пеньялоса убежден, что разница между прогрессивным и отсталым городом не в марках машин, которые по нему ездят, и не в красоте автострад — разница в качестве пешеходной зоны.

О современных зданиях

«Сейчас существует огромная опасность для многих городов мира — торговые центры. Когда они замещают общественные пространства как места встречи людей, это значит, что город болен и страдает. Где сейчас собираются люди? В торговых центрах. Разве можно в таком центре начать социальную революцию? Никогда! Это ведь расхожая история: вы приезжаете в какой-то город мира, скажем, Бангкок, и спрашиваете «А куда мне лучше всего сходить?». И получаете ответ — «тут недалеко есть торговый центр».

Послушайте, но ведь они все одинаковы: деревьев нет, архитектуры нет, погоду не чувствуешь, океан не видишь, речку не видишь, и сам город не видишь. Если вам завязать глаза, посадить на пару часов в самолет, не сказав направления, а потом выпустить в торговом центре, вы не поймете, где вы.

Что же касается других современных зданий — нет разницы, скажем, сколько этажей в офисном центре. Гораздо важнее, что со зданием происходит, когда оно касается земли, есть ли рядом качественное общественное пространство".

О приоритетах

«Сначала пешеходы, потом велосипедисты, потом автомобилисты, — утверждает Пеньялоса, лишний раз подтверждая правило „сначала общественное, потом личное“. — У всех машин есть качественные дороги, но не у всех пешеходов есть хорошие тротуары, а у велосипедистов дорожки. Или по-другому: тротуары есть, но забиты машинами. Это ведь вопиющее неравноправие! Россия — практически единственная страна в мире, где гражданина заставляют прятаться от машин под землю, заходя в эти переходы. Может, лучше спрятать туда машины?»

О набережных

По мнению лектора, набережные — это одно из немногих сокровищ, источников радости, оставшихся в городе. Если город считается демократическим — он никогда не оградит своим гражданам доступ к набережным. «В Боготе мы сделали центральную улицу пешеходной. И вместо предложенной нам восьмиполосной автодороги сделали 35-километровую велодорожку, которая соединила богатые районы с бедными». В Боготе нет рек, поэтому набережную там соорудили возле сточного канала.

Набережная в Боготе

Тем временем, рассказывает Пеньялоса, многие города мира пытаются понять: как же им открыть доступ к набережным, ведь везде он закрыт либо домами богачей, либо автодорогами. Так, например, парижане закрывают дороги на набережных на один-два дня в месяц, а правительство Бостона выделило на эти задачи $ 20 млрд.

О борьбе с пробками

«Транспорт — очень странная проблема, которая постоянно ухудшается, — говорит Пеньялоса. — Покажите мне хотя бы один город мира, где проблема пробок решилась бы достройкой дорог. Чем больше вы даете места машинам — тем больше они у вас его заберут, тем больше их появится. Отдайте им все пространство — пробки не исчезнут. Надо не давать, а забирать пространство у автомобилей — это политическое, а не техническое решение».

Следует ограничить количество личного транспорта, считает Пеньялоса. А для этого, как минимум, запретить парковку в центре города и увеличить налог на автомобили.

Выделенные линии для автобусов в Боготе

Люди в мире любят общественный транспорт не за его экологичность, а за то, что он мобильнее (в силу работы выделенных полос), и с ним не нужно искать место для парковки или платить за въезд в какую-то часть города, говорит лектор. Нужно придумывать все новые способы, как убедить людей пользоваться общественным транспортом. Или — создавать условия к пересаживанию на велосипеды. Пеньялоса убежден, что велодорожки — это символ демократии, ведь при их наличии уравнивается в правах человек, который едет на велосипеде за 300 долларов, и человек на машине за 30 000.

«В Боготе мы провели референдум „Хотят ли люди на один день в году видеть свой город без машин?“. И вот теперь каждый второй четверг февраля в город не выезжает ни один частный автомобиль».

Александр Левин

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: