С 1 января 2014 года вступают в силу новые поправки в закон «О национальной платежной системе», в соответствии с которыми оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием банковской карты.
Федеральные игроки, филиалы и отделения которых широко представлены в Татарстане, актуализацией базы данных озаботились чуть раньше татарстанских коллег. На сегодняшний день в республике насчитывается 21 местная кредитная организация, и клиенты некоторых банков до сих пор не проинформированы о том, что контактные данные необходимо обновить.
Чтобы актуализировать базы данных, банки активно разыскивают своих клиентов. Несмотря на то, что до вступления в силу нового закона осталось меньше месяца, на официальных сайтах кредитных организаций продолжают появляться информационные сообщения, адресованные держателям пластиковых карт. Суть сообщений сводится к тому, что всем держателям «пластика» необходимо предоставить в банк информацию о номере мобильного телефона для уведомлений и, собственно, подключиться к сервису уведомления об операциях по счетам. Сделать это необходимо до 31 декабря.
Подобные сообщения были опубликованы на официальных сайтах ОАО «АКИБАНК», ОАО «АК БАРС» БАНК, ЗАО «Автоградбанк», ООО КБЭР «Банк Казани», филиала «Казанский» ОАО «РОСТ БАНК» и некоторых других.
Сейчас банки разыскивают клиентов всеми доступными способами. При этом в ряде уведомлений клиенты предупреждаются о том, что в случае несоблюдения требований им грозит приостановка обслуживания, возможность получения информации о совершенных операциях лишь на бумажной выписке и только при личном обращении в банк и даже полная блокировка операций по карте.
Идти на крайние меры банки вынуждает новый закон, который требует информировать клиентов — как физических лиц, так и юридических, — о каждой операции, «совершенной с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных носителей информации».
«В первую очередь речь идет об операциях, совершаемых в системах дистанционного банковского обслуживания (системы интернет-банкинга и мобильного банкига, — прим. автора), а также об операциях, совершаемых с использованием платежных карт. Обязанность по информированию распространяется как на расходные операции, то есть операции по выдаче наличных в банкоматах и кассах кредитных учреждений, оплату товаров/услуг в предприятиях торговли, платежных терминалах, сети интернет и др., так и на „приходные“ операции, совершенные с использованием электронного средства платежа. Применительно к картам — на операции, совершенные с использованием самой карты или ее реквизитов», — комментирует грядущие изменения заместитель начальника департамента платежных средств банка ЗЕНИТ Дмитрий Соловьёв.
Оказалось, что от банковской смс-рассылки, вмененной участникам рынка федеральным законом, все же можно будет отказаться.
«Клиент имеет возможность отказа от услуги, — подтверждает начальник отдела банковских карт ОАО „АКИБАНК“ Светлана Габдуллина. — Для этого необходимо обратиться в отделение банка и оформить бланк заявления за личной подписью».
Между тем, банкиры настоятельно рекомендуют не расценивать банковскую рассылку о карточных операциях как спам и сохранять услугу смс-информирования.
«Кредитные организации самостоятельно устанавливают порядок и принципы информирования клиентов. Смс-информирование является наиболее оперативным и удобным вариантом как для банка, так и для клиента. Клиенту следует внимательно читать условия соглашения, заключаемого с банком: там варианты информирования должны быть досконально прописаны», — говорит Дмитрий Соловьев.
А Светлана Габдуллина добавляет, что смс-информирование дает клиенту возможность контролировать состояние счета и движение по карте, если карта будет скомпрометирована, и по счету произойдет расход, уведомив клиента о данной транзакции смс-сообщением. «Действие клиента — оперативно связаться с банком, заблокировать карту и уведомить о мошеннической операции», — напоминает эксперт.
Добавим, что базовая рассылка, предполагаемая законом, должна проводиться бесплатно.
При этом банки Татарстана, призывая клиентов к пониманию, признают, что работа по актуализации клиентских данных в ближайшие пару недель возрастет, так как до вступления в силу поправок остается всего один месяц.
Очевидно, что количество информационных сообщений в адрес держателей «пластика» только усилится. Активность банкиры объясняют грядущими в декабре праздниками и, как следствие, ослаблением внимания клиентов к сообщениям и информационным уведомлениям кредитных организаций.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: