На совещании в минстрое Татарстана в субботу представители ведомства, метроэлектротранса и комитета по транспорту Казани обсудили вторую ветку казанского метро. С основным докладом выступил руководитель ГКУ «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений» Анатолий Церцеил:
«Концепцией развития скоростного транспорта и генерального плана развития города предусмотрено строительство второй линии казанского метрополитена. Трасса пройдет по четырем районам города, охватит Приволжский, Советский, Ново-Савиновский и Московский районы, конечная станция „Восстания“ войдет в Кировский район. В результате детальной проработки уже самой трассы проходки определены оптимальные посадки станций метро»
Длина участка от Фучика до берега Казанки составляет 10,8 км. В Приволжском и Советском районе планируется разместить не только семь станций метро (рабочие названия — «Фучика» (расчетный поток пассажиров — 46 тыс. пассажиров в сутки), «10-й микрорайон» (34 тыс. человек), «Ломжинская» (33 тыс. человек), «Сахарова» (54 тыс. человек), «Международный конно-спортивный комплекс», «Космонавтов» (59 тыс. человек), «Компрессорный завод» (48 тыс. человек)), но и электродепо на Халитова, расстояние между станциями будет варьироваться от 1,5 до 2 километров. Станцию «Компрессорный завод» планируется сопрягать с железной дорогой и проектировать по аналогу с «Аметьево», за исключением того, что станция будет подземная.
Верхняя часть второй линии метро вызвала много споров среди участников совещания. По словам Церцеила, рассматривались два варианта. Согласно одному из них, линия идет в створе проспекта Ямашева, станция «Футбольный стадион» будет расположена напротив торгового центра XL и в 550 метрах от стадиона. Следующие станции — «Мусина», «Парк Победы» и пересечение с первой линией метро на станции «Яшьлек». «Потом мы однозначно планируем продление линии в Кировский район. Расчетный пассажиропоток станции „Восстания“ — 56 тыс. человек», — заявил директор по строительству подземных сооружений.
«По второму варианту мы должны пройти от станции «Компрессорный завод» мимо стадиона в створ улицы Чуйкова. Получилась проблема в том плане, что на этой территории не получается посадить станцию параллельно участку трассы, а только в другом направлении потому, что мы попали в пойму Казанки. Поэтому пока предлагается только такой вариант — заложены предельные кривые. В этом случае мы имеем станцию напротив центрального выхода из стадиона. Дальше линия переходит в створ улицы Чуйкова, имеется станция напротив горбольницы № 7, следующая станция в районе ЗАГСа, дальше возвращаемся на станцию «Яшьлек»
Для увеличения кликните по картинке
Анатолий Церцеил отметил, что этот вариант получился «не очень хорошо» и заявил, что если уйти от стадиона, то получится хорошая ровная линия на Чуйкова. Также он сказал, что «имеется негатив по улице Чуйкова» — лежит теплопровод. Глава республиканского минстроя Ирек Файзуллин отметил, что в этом случае придется на 2,5−3 года закрывать улицу. Также министр спросил об уходе от первоначального варианта линии в районе МКСК — ранее предполагалось, что станция будет расположена в районе Агромпарка.
— Почему вы ушли налево и удлинили трассу?
— Там неудобная площадка для размещения станции.
— А вы принципиально с хозяином земли около конно-спортивного согласуете сейчас?
— Мы до такой степени не дошли ещё…
— Вы не дошли, а у него есть своя программа строительства жилья. Поэтому на два года заморозить территорию под строительство станции вам не дадут.
Также среди аргументов в пользу прохождения трассы через Файзи и Агромпарк стали большая численность населения и повторение линии метро трамвайных путей при варианте прохождения через ипподром. Лоббирование строительства метро у Агромпарка продолжилось разговором о пустой площадке для места проведения сельскохозяйственных ярмарок и планами строительствами жилья и в этом районе.
Развитая трамвайная сеть на Ямашева может стать стать «плюсом» к тому, чтобы провести метро по Чуйкова и «не делать петлю у стадиона». Вторую линию планируется продлить не только в Кировский район, но и в сторону РКБ и автовокзала, первую — от «Авиастроительной» в сторону Оргсинтеза «по просьбе Шигабутдинова» при условии развития района.
И эксплутационные компании, и комитет по транспорту сошлись во мнении начать строительство второй линии метро «снизу» — с района Азино-2, обосновав это тем, что «Фучика-проблемная зона», «Ершова-улица узкая» и метро позволит загрузить поток в Дербышки. Глава минстроя добавил, что начало нижней ветки даст время подумать о том, как прокладывать линию в Ново-Савиновский район. Представители строительных компаний высказали готовность к началу реализации нового проекта и отметили, что «труднее станции, чем „Площадь Тукая“, не будет». «Ждем только решения посадки станций», — заявил начальник ОАО «Казметрострой» Марат Рахимов. Таже он заявил, что все готово к строительству станции «Дубравная»:
«У нас стройплощадка освоена, территория определена, разрешение на строительство есть. Мы выполнили часть работ и даже просим вас дать разрешение на сдачу объемов работ, мы уже освоили порядка 30 млн. рублей. Теперь ждем только документации на вынос и готовы приступить даже сейчас. В тоннельных комплексах по вашему поручению заканчиваем ремонт, 600 м обделки лежит на складах. Так что ждем вашей команды и вперед», — обратился Рахимов к министру
Ирек Файзуллин отметил, что на совещании обсуждалось концепция и разработка технического задания, для того, чтобы начать разрабатывать проект. «Мы не говорим об утверждении проекта, мы разговариваем о будущей трассе и надеемся, что в ближайший месяц мы задачу выполним, дадим заказ институту начать инженерные изыскания», — добавил глава минстроя. Также он дал поручение подготовить материалы и подготовиться к субботнему совещанию с участием президента Татарстана.
Общая протяженность первого варианта линии составляет 18,8 км, второй — 21,5 км. Участники совещания не забыли предложить и создание паркингов около станций метро. После совещания Анатолий Церцеил рассказал о стоимости и сроках станций:
«В конце октября мы ожидаем документацию, мы сразу начинаем конкурс на вынос коммуникаций, то есть через полтора месяца мы получаем срок заключения контракта. В эти сроки мы имеем право принимать работу по выносу коммуникаций. Сроки завершения строительства станции «Дубравная» — грубо говоря, два года. Нами было намечено к 2015 году получить эту станцию, её сметная стоимость порядка вместе с прогонами 5 млрд.рублей. Сегодня мы готовимся к глобальному мероприятию — началу строительству второй линии. По сути, повторяется тысячелетие Казани — вы помните, с какой кровью, какими сложностями это все начиналось и какой замечательный результат мы имеем. На вопрос о сроках строительства линии невозможно ответить — все зависит от финансирования. Если случится чудо и профинансируется линия целиком — её можно разделить на участки строить все одновременно. Тогда можно построить и за пять лет. Если эти поступательно — это три-четыре года каждая станция, десять станций — 30−40 лет, но это самый плохой вариант. Мы надеемся, что будет что-то среднее. Из республиканского бюджета на 2013 год предусмотрено 1 млрд. рублей, этих денег должно хватить на «Дубравную»
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: