Напомним, 19 июля в 11.00 в Казани на улице Четаева была взорвана машина Toyota Land Cruiser Илдуса Файзова, занимавшего на тот момент пост муфтия Татарстана. С переломом голеностопного сустава он был доставлен в больницу и прооперирован. Часом ранее возле подъезда своего дома № 28 по улице Заря был застрелен заместитель муфтия Валиулла Якупов.
По словам самого Файзова, взрыв в автомобиле произошел, когда он находился за рулем:
— Я уже знал о покушении на Валиуллу Якупова, и, остановившись на светофоре, решил позвонить. Я вовремя почувствовал первый слабый взрыв в передней части автомобиля и сразу выскочил из машины — хорошо, что не был пристегнут.
По словам президента Татарстана Рустама Минниханова, произошедшие покушения были связаны с профессиональной деятельностью руководства ДУМ РТ. Минниханов подчеркнул, что руководство Татарстана не откажется от курса на поддержку в республике традиционного ислама.
На следующий день стало известно о том, что за информацию о покушении на председателя ДУМ РТ и убийстве его бывшего заместителя была объявлена награда в 1 млн. рублей. Полномочный представитель президента России в ПФО Михаил Бабич, экстренно прибывший в Казань, заявил, что «Никто не позволит в спокойном, мирном, развивающемся Татарстане создать условия для развития терроризма».
Главной версией покушения, озвученной Следственным комитетом РФ на следующий день, стал конфликт по поводу средств на отправление мусульман на хадж в Мекку. В связи с этим был взял под стражу председатель Совета директоров компании «Идель-хадж» Рустем Гатауллин.
По делу были возбуждены дела по статьям «Убийство» и «Покушение на убийство», которые объединили в одно производство. Кроме того, следствие дополнительно квалифицировало дело о покушении на муфтия как теракт. В розыск были объявлены четверо — уроженец Чистополя Раис Мингалеев, двое ранее судимых уроженцев Казани — Роберт Валеев и Альберт Исмагилов и уроженец г. Бугуруслана Оренбургской области Рафис Гариев.
23 октября боевиков выследили на окраине города и начали готовиться к задержанию. Спецоперация по поимке преступников началась 24 октября около 15.00. Двух боевиков блокировали в пятиэтажке на севере Казани — в доме под № 25 по улице Химиков.
Перед атакой боевиков сотрудники правопорядка ввели режим контртеррористической операции и предложили преступникам сложить оружие и сдаться. В ответ на это боевики открыли огонь, и между силовиками и преступниками завязался бой. По данным Интерфакса и РИА «Новости», в ходе перестрелки один из исламистов Роберт Валеев совершил подрыв самодельной гранты, в результате чего погиб сам и смертельно ранил бойца спецназа. Второй боевик Руслан Кашапов продолжил сопротивление. После того как он ранил еще трех правоохранителей, сотрудники силовых ведомств усилили натиск и уничтожили его.
При осмотре месторасположения боевиков сотрудники правопорядка нашли три пистолета, среди которых был найден пистолет, из которого застрелили Валиуллу Якупова, патроны к ним, а также 600 граммов взрывчатого вещества, эквивалентного 1,5 кг тротила, и множество составных элементов самодельных взрывных устройств, подготовленных для сборки. По данным правоохранительных органов, Валеев и Кашапов собирались устроить теракт 26 октября во время праздника Курбан-Байрам.
Нейтрализованные бандиты оказались членами так называемой банды Раиса Мингалиева. При этом Валеев являлся непосредственным исполнителем убийства Якупова и подозреваемым по делу о покушении Файзова.
Еще четверо подозреваемых по резонансному делу (Раис Мингалеев, Альберт Исмагилов, Азат Загидуллин и Рафис Гариев) по сей день находятся в розыске, существует информация, что все они находятся в одной из стран Ближнего Востока.
6 марта Илдус Файзов подал в отставку по состоянию здоровья, а 17 апреля на должность был назначен 27-летний имам-хатыб мечети «Тынычлык» (пос. Мирный) Камиль Самигуллин, который с марта исполнял обязанности муфтия РТ.
«После этих трагических событий в общественном сознании произошли изменения в акцентах. Стала более ясно осознаваться опасность зарубежного влияния, — поделился мнением вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, депутат Госсовета РТ Рафаэль Хакимов. — Это также совпало и с теми процессами, которые сейчас до сих пор происходят в арабском мире — египетская и сирийская революции. Сюда же наложилось недовольство имамами в небольших мечетях. Люди стали заявлять, что у них в мечетях нет имама, либо он проповедует не такой ислам.
В организационном плане появилась стабильность. Был выбран новый муфтий, что стало объединять последователей стабильного развития".
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: