В воскресенье, 21 апреля, велосипедисты Казани откроют очередной летний сезон. Любители двухколесного транспорта в 9.00 соберутся в Парке Победы, откуда в 10.00 выдвинутся к лесопарковой зоне озера «Лебяжье». Ожидается, что в этом году в двухчасовом веломарафоне примут участие более 500 велосипедистов (Для сравнения: в 2010 году участие в мероприятии приняли 70 человек, в 2011 — более 140 человек, в 2012 — около 350 человек).
В этом году маршрут велосипедистов будет выглядеть следующим образом: Парк Победы — пр. Ямашева — Ленская — Большая Крыловка — Поперечно-Базарная — ответвление Вахитова — Кр. Кокшайская — Фрунзе — Горьковское шоссе — озеро «Лебяжье».
10.00 — Старт колонны по маршруту: Ямашева — Ленская — Большая Крыловка — Поперечно-Базарная -ответвление Вахитова — Кр. Кокшайская — Фрунзе — Горьк. шоссе.
12.00 — Финиш у оз. Лебяжьего (поляна недалеко от майдана)
12.15 — Регистрация участников на соревнования АДС и кросс-кантри
12.30 — Начало развлекательной части
13.30 — Старт АДС
15.00 — Драг-рейсинг
16.00 — Награждения
16.30 — Завершение
«Пробег будет сопровождаться группой технической поддержи, которая поможет ликвидировать поломку велосипеда. А вот в сопровождении велоколонны машинами ГИБДД организаторам пробега в очередной раз отказали и в Исполкоме, и в самом ГИБДД», — рассказал активист велодвижения в Казани Марат Михайлов.
Сопровождение участникам веломарафона необходимо для обеспечения безопасности во время движения по оживленным городским магистралям, ведь обещанных прошлой весной велодорожек они так и не дождались.
Обещания вместо дорожек
«Велоинфраструктуры в городе просто нет. Обещаниям властей верить не стоит, поскольку денег у города на велодорожки, видимо, нет», — говорит Михайлов, демонстрируя карту с проектом велодорожек.
Напомним, велодорожки казанцам начали обещать год назад. Согласно плану, в городе к Универсиаде должно было появиться как минимум две дорожки — первая должна была проходить от Деревни Универсиады до центра города, а вторую обещали протянуть от стадиона «Kazan-Arena» до речного порта. В дальнейших планах департамента по благоустройству города было обеспечение маршрутами всего города. Однако весна показала, что даже две обещанные трассы, проекты которых уже были разработаны и представлены общественности, Казань не увидит.
(Кликните по картинке для увеличения)
В числе прочего властями города было обещано разместить к Универсиаде на станциях метро около 300 велосипедов, которые можно будет взять напрокат. Суждено ли сбыться этим обещаниям — покажет время.
Председатель Совета директоров группы предприятий безопасности «Контр» и велосипедист с 10 летним стажем вождения велосипеда Ильдус Янышев совершает поездки на велосипеде хотя бы раз в неделю, а однажды даже приехал на двухколесном на сессию Казгордумы. По его мнению, велоинфраструктуры в городе нет. «Даже в Набережных Челнах уже построили 100 км. велодорог, — не без грусти рассказывает Янышев. — Мэр Казани обещал нам две дорожки, но до сих пор ничего нет. Очень важно, чтобы у городских властей было желание создать муниципальную автоматизированную систему велопроката» — сказал Янышев, пообещав сделать депутатский запрос по данной проблеме.
Координатор сообщества «Казанские велоночи» Леонид Иванов, который также занимается велоспортом уже несколько лет, резюмирует, что для велосипедистов в Казани нет ничего, кроме слов и обещаний. Однако больше, чем вопрос строительства велодорожек, Иванова волнует проблема правового вакуума, в котором сегодня находятся велосипедисты.
«Правила дорожного движения в данный момент содержат противоречие. Согласно им велосипедист должен двигаться как можно ближе к крайнему правому ряду. А другой пункт правил гласит, что на выделенной для автобусов полосе не должно быть никого кроме автобусов. В результате велосипедисты вынуждены двигаться по центру дороги. Нужно привести закон в порядок и разрешить велосипедистам двигаться по правому краю полосы общественного транспорта» — считает велоактивист, отмечая, что туристы, которые приедут этим летом на Универсиаду, скорее всего, будут в ужасе от велоинфраструктуры Казани.
Между тем, количество велосипедистов в городе с каждым сезоном растет. На сегодняшний день в Казани зарегистрировано 270 тыс. велосипедов. Также в городе достаточно много незарегистрированных велосипедистов. По оценке магазина «Велоцентр» за сезон в городе продается 800 велосипедов. В крупнейшем магазине Х-дрим за летний сезон продается примерно от 3 до 5 тыс. велосипедов. Ежегодный прирост велосипедистов на казанских дорогах составляет 30\%.
Чтобы хоть как-то поспособствовать развитию казанской велоинфраструктуры и напомнить исполкому о забытых обещаниях, активисты накануне открытия сезона обратились к властям города с манифестом рассерженных велосипедистов. Давайте «Без булдырабыз !». В числе основных проблем велосипедисты называют отсутствие велодорожек, поддержки от ГИБДД и властей, а также менталитет водителей, которые крайне редко проявляют осторожность при виде двигающегося рядом велосипедиста.
Чтобы сдвинуть тупиковую ситуацию предлагаем присоединиться представителей власти и бизнеса к открытию велосезона.
Надеемся, что это поменяет пассивное отношение властей, чиновников, депутатов к тупиковой ситуации и поможет эффективному взаимодействию с горожанами, велосипедистами и другими общественными и гражданскими организациями. Позволит перейти от слов и деклараций к реальному созданию велоинфраструктуры и велодорожек в Казани и республики…"
Как у других…
Всего в мире насчитывается свыше 1 млрд. велосипедов. Среди промышленно развитых стран наибольшей популярностью велосипеды пользуются у жителей Западной Европы.
Дания. Это самая «велосипедная» страна Европы. Здесь 20\% всех поездок совершается именно на велосипедах. Десять велосипедных дорог национального значения имеют общую протяженность 3300 км В Копенгагене 300 км велосипедных дорожек и 1000 муниципальных велосипедов, бесплатно предоставляемых гражданам для поездок по городу. Каждая улица Копенгагена имеет свою велосипедную дорожку. Можно бесплатно взять на прокат велосипед, причём на любой срок.
Нидерланды. В этой стране устраиваются специальные велосипедные дорожки, очерченные белыми линиями или выделенные специальным цветным покрытием. Общая протяженность велодорожек в Нидерландах — 15 тыс. км. В Амстердаме ежедневно на улицу выезжают около 400 тыс. велосипедистов. Велопрокат обеспечивают ж/д станции, веломагазины, гостиницы. В пассажирских поездах выделяют вагоны для пассажиров с велосипедами. А на дорогах велосипедисты всегда имеют преимущество перед автотранспортом.
Германия. Здесь велосипеды давно пользуются огромной популярностью. В стране насчитывается более 150 млн. велосипедов. Полосы для проезда велосипеда вымощены красной брусчаткой. Имеются даже специальные велосипедные атласы для выбора маршрутов через всю страну.
Швеция. Здесь число велосипедов превышает население страны, составляющее 10 млн. человек. Хороший пример в этом отношении представляет Стокгольм, где по статистике 60\% жителей регулярно крутит педали. Ежедневно на улицы шведской столицы выезжает 100 тыс. велосипедистов.
Финляндия. Примерно 20\% жителей Хельсинки (это примерно 200 тыс. человек) обращаются к услугам своего двухколесного друга как минимум еженедельно. Велодорожки обозначены специальными дорожными знаками. Оставлять велосипед можно где угодно. По программе «Городской велосипед» можно взять велосипед на одной из велосипедных стоек под вывеской «city bike», разбросанных по центру города.
Китай. Эту страну называют «империей велосипедов». В Пекине более 8 млн. велосипедов.
Япония. Здесь практически каждый второй житель регулярно ездит на велосипеде, а Токио в часы пик забит велосипедистами. На велосипеде ездят на работу, в школу, в магазин за покупками, просто погулять в соседний парк. Все бордюры, лестницы, пешеходные мосты оборудованы съездами, — можно проехать весь Токио из конца в конец, не слезая с велосипеда. Любой велосипед, кроме детских, должен быть зарегистрирован в полиции.
ул. Островского, 39/6,
ул. Дубравная, 23а
ул. Окольная 94а к.1, прокат расположен в Московском районе, недалеко от перекрестка Кулахметова/Восстания
стадион «Трудовые резервы», центральный парк культуры и отдыха им. Горького
Улица Кремлёвкая, д. 35 (Второй корпус ПФУ)
Проспект победы, д. 141 («Мега»)
Сибирский тракт, д. 34 (ICL КПО ВС)
Улица Восстания, д. 18 («Триал-спорт»)
Улица Спартаковская, д. 2а («Триал-спорт»)
Улица Чистопольская, д. 77/2 («Аргут»)
Улица Чистопольская, д. 5 («Эверест»)
Улица Чистопольская, д. 74 («Экип-центр»)
Улица Петербургская, д. 50, корп.8 (Технопарк «Идея»)
Улица Тэцевская, д. 14 (Казанский веролётный завод)
Улица Ершова, д.29Б (Офисный центр)
Улица Декабристов, д. 81б («Велолига»)
Улица Декабристов, д. 79 («М-видео»)
Улица Университетская, 4/34 «Fat cat»)
Улица ак. Арбузова, д. 5 (ТЦ «Грани»)
Улица К. Маркса, д. 64 (Музей ИЗО)
Улица К. Маркса, д. 67 (Выставочный зал союза художников)
Улица Масгута Латыпова, д. 24 («Контр»)
Улица Салимжанова, д. 2б, (офисный центр «Сакура»)
Елена Шапиро
Инфографика Гульшат Шариповой
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: