Лекарство от протекционизма
АТЭС — крупнейший форум торгово-экономического сотрудничества, поэтому и говорят здесь больше об экономике, чем о политике, хотя, конечно, все равно без нее не обойтись. Два рабочих заседания, два дня под председательством Владимира Путина главы государств и правительств обсуждали приоритеты российского председательства. Всего их пять — либерализация торговли, региональная интеграция, совершенствование транспортно-логистической системы, продовольственная безопасность и содействие инновационному развитию.
«Широкое сотрудничество с соседями по АТР — один из приоритетов внешнеполитических интересов России», — подчеркнул президент РФ. Владивосток — это место, где соприкасаются восточная и западная цивилизации, и Путин дал понять, что для партнеров по АТР «ворота» в Европу открыты.
Итогами саммитов АТЭС не бывают конкретные проекты. Но градус настроения можно почувствовать. «Есть определенная тревога по поводу развития ситуации в мировой экономике, особенно с учетом достаточно больших проблем в Европе», — пояснил российский лидер. Но АТР — локомотив мировой экономики, и если в еврозоне намечается рецессия, то здесь рост настраивает руководителей экономик на позитивный лад. «Один из коллег сказал очень правильную вещь: проблемы в еврозоне связаны не с экономикой, а с политикой. Я считаю, это правильно, — заключил президент РФ. — В АТР нет такого патернализма». Впрочем, с Европой у России отношения тоже добрые и конструктивные. «Это не боевые действия и не торговая война», — объяснял Путин журналистам.
Главам государств российский лидер предложил бороться с протекционизмом вместе. «Увлечение лекарством протекционизма на время снимает болевые ощущения, острые симптомы, но мешает выздоровлению мировой экономики», — предупредил он. «Мы намерены активно включиться в процесс формирования справедливых правил мировой торговли, — провозгласил президент. — Выработать специальные нормы, позволяющие странам поддерживать отдельные отрасли».
«Важно наводить мосты друг к другу, а не отгораживаться», — подчеркнул Владимир Путин. Скоро развивающиеся рынки по темпам роста опередят ведущие экономики, и «вместо деклараций жизнь потребует прагматизма и конкретных действий», считает он.
Подтолкнуть мировую экономику к развитию может региональная интеграция, построенная на учете интересов друг друга, считает российский президент. Таможенный союз и Единое экономическое пространство — это не только общий ответ на вызовы кризиса, заявил Путин: это еще и новые возможности для проектов с экономиками АТЭС. Рассказав о планах по формированию Евразийского экономического союза и пояснив, что выступает на саммите в том числе от имени Белоруссии и Казахстана, он подчеркнул, что цель — создать мощный центр регионального развития, который может стать фактором связки между Европой и АТР.
«Лидеры АТЭС единодушно высказались за дальнейшее углубление региональной экономической интеграции», — подтвердил глава государства журналистам. Поддержали и российские предложения о повышении стабильности на продовольственных рынках и расширении доступа к продовольствию, кроме того, удалось договориться о перечне экологических товаров, по которым будут снижены пошлины.
Новыми маршрутами с новой валютой
Большое внимание на форуме уделялось и деловым кругам. По словам Владимира Путина, участие бизнеса в мероприятиях АТЭС стало уже правилом. В пятницу он выступил на заседании Делового саммита АТЭС и ответил на вопросы предпринимателей, а в субботу уже все лидеры экономик беседовали с членами Делового консультативного совета (ДКС).
Там Путин рассказал о расширении Москвы, а также подробно остановился на преимуществах Транссиба, БАМа и Северного морского пути для доставки грузов в Европу. «Логистические возможности России огромны, потому что две трети территории России находится в Азии, а одна треть — в Европе», — объяснял он.
Глава государства понаблюдал за работой всех пяти секций ДКС, а в некоторых даже поучаствовал: пригласил иностранный бизнес инвестировать в обработку сельхозземель. Он также заверил, что власти продолжат улучшать инвестклимат и заявил, что экономический прогресс возможен лишь при обмене передовыми технологиями.
Председатель ДКС Зиявудин Магомедов подчеркнул, что российские инициативы были одобрены всем регионом АТЭС. «У России есть огромные перспективы: это и транзитный потенциал, который может дать нашей экономике миллиард долларов за каждый процент евроазиатской торговли, проходящей через Россию, и огромный рынок для нашего зерна — до 3 миллиардов долларов в год», — сказал он.
Владимир Путин также призвал к множественности резервных валют. «У эмитента одной валюты всегда будет искушение как-то использовать ее в своих интересах, и это нарушает принципы функционирования мировой финансовой системы», — пояснил он. Путин напомнил, что на роль резервной валюты может претендовать рубль, и не исключил вероятность формирования финансово-валютного союза в АТР.
Беседы тет-а-тет
Помимо общения со всеми лидерами сразу, российский президент поговорил со многими по отдельности. Первым собеседником президента стал китайский лидер Ху Цзиньтао, который сразу же признался, как его поразил новый облик острова.
Также выяснилось, что не только Вьетнам хочет присоединиться к Таможенному союзу. Рассказ о преимуществах интеграции так подействовал на президента Чили Себастьяна Пиньеру, что тот предложил Путину подготовить соглашение о зоне свободной торговли с РФ, Казахстаном и Белоруссией и пригласил его в гости на атлантические базы и саммит с европейцами. В ответ он получил «билет» на саммит G20. Корейский президент Ли Мён Бак и вовсе заговорил об отмене виз.
А вот с госсекретарем США Хиллари Клинтон Владимир Путин общался довольно кратко. «Мы говорили в кулуарах недолго, минут 20, — рассказал он журналистам. — Особых решений и договоренностей принято не было, но это была полезная беседа. Помогает лучше понять друг друга».
Наследие АТЭС
После саммита жизнь острова не остановится. В кампусы, служившие гостиницами, на днях переедут студенты и профессорура Дальневосточного федерального университета. Кстати, Путин предложил лидерам выступить перед учащимися.
Благоустройство острова Русский станет важным шагом в выправлении дисбаланса между регионами. «Лидеры оценили реализованную нами идею проводить встречу не в пятизвездочных отелях, а в студенческом кампусе», — заметил президент на пресс-конференции. Сам Путин был впечатлен, когда увидел город там, где три года назад были тропы для животных и разрушенные бараки, говорил журналистам его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
«Условия работы очень прагматичные, несколько спартанские, но абсолютно достойные, на современном уровне, и по интерьерам, и по технологиям, по технике», — остался доволен президент. Да и содержание саммита было конструктивным и результативным, добавил он.
Предположение из зала о том, что за красивыми фасадами прячутся «потемкинские деревни», президент парировал тем, что Владивосток был закрытым городом и десятилетиями существовал в удручающем состоянии. Сейчас — это только первые попытки изменить ситуацию. «Мы фактически с вами работали на стройке, которую еще надо завершить», — сказал он.
Траты тоже были обдуманными. Из сотен миллиардов рублей 300 млрд пошли на строительство газовой трубопроводной системы из Сахалина во Владивосток. «Это не экспортная даже труба — это система для газификации Приморья. При чем тут АТЭС?» — удивился президент. А еще — система канализации, водоснабжения, взлетно-посадочная полоса, новый аэровокзал, три дороги, три моста… «Это создает условия для развития региона на десятилетия вперед», — считает он.
Основные средства по организации саммита пошли на строительство кампуса. Можно было бы выбрать другое место и сделать дешевле, но тогда не было бы университета, пояснил глава государства. Еще много пришлось потратить на обеспечение мер безопасности, но львиная доля средств ушла на приобретение оборудования, которое пригодится на Универсиаде в Казани, Олимпиаде в Сочи, G8 и G20. «У нас очень хорошее наследие АТЭС», — подытожил Путин.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: