О проекте, который призван придать центру города завершенный вид, корреспонденту «ВК» рассказал один из его авторов — руководитель научно-производственной лаборатории Татинвестгражданпроекта Евгений Евсеев. Правда, он заранее предупредил, что пока разработка проекта находится на самой начальной, подготовительной стадии, и еще не ясно, что из предлагаемого проектировщиками будет осуществлено на деле.
— Это, скорее, только концепция. Для более детального проектирования необходимо, чтобы вначале была проработана схема транспортного обслуживания прибрежных территорий исходя из общей концепции развития городских магистралей.
— А почему строители, не имея проекта, ведут намыв песка?
— Так ведь мы готовимся к Универсиаде. Набережные Казани давно нужны, и откладывать больше нельзя. А прежде чем строить что-то на насыпном грунте, надо, чтобы он хотя бы год отлежался…
Факт начала подготовительных работ на перспективу подтвердила и главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева:
— На сегодня имеется не проект, а лишь концепция обустройства берегов Казанки. И отдельно есть предварительное предложение проектировщиков по шлюзам. Будут ли реализованы концепция и это предложение вместе или по отдельности, пока неясно.
Прогуляемся до зоопарка?
Проектировщики предусмотрели на левом берегу отличную прогулочную набережную с одним маленьким изъяном: выходов на нее из центра города всего два — от Дворца земледельцев и со стороны НКЦ. В этом неудобстве виноват «поселок нефтяников»: частную собственность огораживает глухой забор. Зато с набережной будет прямой выход к реконструированному парку Горького (на территории, которая от него осталась, собираются привести в порядок освещение и пешеходные дорожки) и к новому зоопарку. Если, конечно, его наконец построят — уж сколько раз под него обещали выделить то один, то другой участок, а потом оставляли ни с чем, как только на эту землю находились претенденты побогаче.
Евгений Евсеев:
— Наша концепция предполагает, что зооботсад разместится на территории бывшей Казанской Швейцарии, то есть на площади, которая в 4 — 4,5 раза превышает ту, где он ютится сейчас. Но и тут есть сложность — к зоопарку нужны подъезды и подходы, транспортная доступность важна, а сейчас эта территория является, так сказать, неактивной зоной. И еще проблема — собственники земли. Известный «дворец» у третьей транспортной дамбы особых проблем не создает, потому что зоопарк расположится ниже по течению Казанки. Значительно хуже, что на отрезке между этим сооружением и «Миллениумом» некоторые садовые участки подступают уже к самой воде, а у участков есть собственники, и при реализации нашей концепции неминуемо остро встанут вопросы сервитута…
Не менее остро встанут там, надо думать, и вопросы парковки. Специалисты убеждали меня: при набережной большие парковки не нужны, и во всем мире их в таких местах не строят, поскольку наплыв гуляющих — дело редкое. Но правы ли они, мы узнаем, только когда проект будет реализован. А тогда ничего уже не изменишь.
Инвесторы «заказали» небоскреб
По заверениям руководителя научно-производственной лаборатории Татинвестгражданпроекта, предлагаемая институтом концепция не предполагает активного продолжения застройки берегов Казанки на отрезке от «Миллениума» до Кремлевской дамбы. И гуляющие по городу слухи о замыслах разместить вблизи левого берега еще один коттеджный поселок на намывных островках он решительно опроверг. Но один объект — 53-этажный небоскреб за «Татнефть-ареной» — построят почти наверняка, потому что «есть желание инвесторов». Евсеев говорит: технически это осуществимо, и исследования грунтов показали, что они такую нагрузку выдержат.
— А как будет использоваться намытая еще в прошлые годы территория на правом берегу перед издательством?
— Наш проект предполагает только благоустройство набережной. Но всякие лодочные станции и строения с берега при этом, разумеется, придется убрать. И камышовые заводи там тоже исчезнут…
Набережные — это, конечно, хорошо. Но засыпка русла Казанки, по мнению специалистов-гидрологов, может привести к подтоплению значительной территории в Заречье. И это признают авторы концепции бла
гоустройства набережных Казанки. Но они предлагают и решение проблемы, правда, масштабное и дорогостоящее, и реализация его пока под большим вопросом.
— Чтобы независимо от погодных условий и времени года обеспечить в Казанке постоянный уровень воды, мы задумали систему шлюзов, — говорит Евсеев. — Вода в реке поднимется до отметки 53 метра, а набережные будут строиться на отметке 55 метров.
Тогда, мол, и вид с них будет открываться хороший, и потопа в Казани удастся избежать. А новая Адмиралтейская дамба с шлюзами, которая, согласно концепции Татинвестгражданпроекта, соединит Заречье с центром города почти параллельно существующей Кировской дамбе, но с другой стороны от железной дороги, станет еще и частью Большого Казанского кольца. По нему транспорт пойдет в обход центра, мимо пляжа «Локомотив» к речному порту. Что, кстати, давно предусмотрено генпланом Казани.
И несмотря на то, что авторы концепции утверждают, что насчет дамбы никаких решений не принято, отсыпка грунта под дорогу в районе пляжа и подготовительные работы на подступах к речному порту уже начались.
Газета «Вечерняя Казань»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: