Государственный симфонический оркестр РТ (ГСО РТ) уже провел фестивали «Рахлинские сезоны» в апреле, «Белая сирень» в мае и «Казанская осень» в августе. Фестиваль «CONCORDIA» пройдет в столице Татарстана с 5 по 19 ноября. На открытии форума один из самых выдающихся виолончелистов мира Давид Герингас исполнит произведение, посвященное ему Софией Губайдулиной «Und: das Fest ist im vollen Gange».
На пресс-конференции, посвященной фестивалю «CONCORDIA», Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ, художественный руководитель фестиваля отметил, что идея самого форума возникла после телефонного разговора с Давидом Герингасом, учеником и преемником школы великого Ростроповича. «Фестиваль важен для Татарстана, он емкий по своему содержанию, и то, что форум носит имя Софии Губайдулиной не только символично, но и справедливо. С одной стороны это дань уважения, а с другой — способ сказать миру, что Губайдулина — это Татарстан, а Татарстан — это Губайдулина», — считает Александр Сладковский.
Для художника важно оставаться самим собой
Во время пресс-конференции София Губайдулина охотно отвечала на вопросы журналистов, вспоминала о своей жизни в Казани, довоенной и военной юности, а также о напутственном слове Дмитрия Шостаковича. Для композитора важно, что в городе, в котором София Губайдулина провела молодые годы, интересуются ее музыкой.
София Губайдулина:
— Казань полна моими юношескими впечатлениями. Я наполняюсь гордостью, когда вижу, как город изменился и стал таким красивым. Мы ехали с водителем по Казани, он развернул машину, и я на том месте, где раньше был базарчик, вдруг увидела несколько храмов. Это было приятно и неожиданно. В пору моей юности любимым местом в городе была библиотека на Чернышевского, там росло много цветов, было уютно и удобно читать книги. Также я люблю Кремль, башню Сююмбике, на которую я раньше поднималась, гуляла около кремлевских стен.
Композитор призналась, что могла бы жить в России, но так сложилось, что она нашла хорошее место для сочинительства в немецкой деревне, где всего две улицы и рядом широкое поле. По нему София Губайдулина совершает длинные прогулки, такие же, как раньше по Кремлю. «Там много лошадей и коров, что мне очень нравится. Это место благостно для фантазий, оно нужно мне, как художнику», — призналась композитор журналистам.
Сейчас София Губайдулина не пишет в стол, а сочиняет на заказ. Из последних произведений композитор создала «Лабиринт» для 12 виолончелей. Это был заказ из Берлина, произведение написано весной, а в августе этого года уже сыграно.
София Губайдулина:
— Мне нравится писать на заказ, что не ограничивает мою свободу. К тому же в этом случае ты точно можешь быть уверен, что твое произведение будет исполнено. Единственное ограничение состоит только в сроке, конечно, это трудно, но преодолимо. Когда срок сдачи сочинения подходил к концу, то приходилось не спать по 2−3 ночи, но это лучше, чем писать и знать, что твое сочинение не будет исполнено. Большую часть свое деятельности я провела, когда писала произведения в стол.
По словам композитора, в начале ее карьеры важными оказались слова Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем». Перед каждым автором стоит опасность перестать быть самим собой, подделаться под окружающий мир.
София Губайдулина:
— Общество настолько многослойно и требования так различны, что в них можно утонуть. Если художник не встает на путь творца, а отвечает запросам окружающих, то он попадает в неволю, что невозможно сделать в принципе. Поэтому для художника важно оставаться самим собой, слушать себя и мир. На протяжении жизни я понимала, что меня поддерживают слова доброго человека Дмитрия Шостаковича. Когда я показывала ему студенческую работу, а она была на самом деле плоха, он нашел в ней что-то, что просвечивало, и это надо было поддержать. Я считаю, что этот человек обладал не только большим талантом, но и добротой.
Отвечая на вопрос журналиста о годах, проведенных в Казани, композитор не без грусти вспомнила о том, что это было очень голодное время. «Только в 1939 году вдруг появились яблоки и молоко. До этого все носило отпечаток голода. Потом наступила война, тогда преодоление всех трудностей легло на плечи родителей, но, тем не менее
, мы оставались учиться в музыкальной школе. Это единственное, что удалось сохранить», — считает София Губайдуллина.
После войны, до 1950-х годов время тоже было голодное, но, несмотря на эту неблагоприятную сторону жизни, будущий знаменитый композитор развивалась в интенсивной интеллектуальной среде. Духовное развитие было сильнее, чем действительность. «Я всегда чувствовала в себе любовь к музыке. У меня были хорошие учителя, в 11−12 лет я уже читала партитуру», — рассказала София Губайдуллина.
Кто приедет на фестиваль «CONCORDIA»
Виолончелист Давид Герингас на пресс-конференции отметил, что произведения композитора отличает богатый внутренний мир, духовность, сочетание рациональности, которая открывается неожиданно, с импровизацией. «Мне кажется, что самое важное, что музыка рождается и идет не по проторенной дорожке, а проходит все пути души, которые нам самим не известны. В работах Софии Асгатовны всегда есть ощущение формы и золотого сечения», — считает Давид Герингас.
Несмотря на то, что образование Софии Губайдулиной связано с Россией, важно помнить об ее татарских корнях. Композиторское мастерство позволяет ей сочетать техники европейского и американского авангарда с собственным неповторимым стилем. Более того, восточная философия оказывает существенное влияние на концепцию ее музыки. Софию Асгатовну отличает широта литературных интересов, что выражено в произведениях на стихи древних египетских и персидских поэтов, а также близкой ей по духу Марины Цветаевой.
В программе первого фестивального дня — публика должна это услышать на новых скрипках — «Просветленная ночь» Шенберга. Это последнее романтическое произведение, которое было написано в истории музыки. «In croce» — сочинение, со дня премьеры которого исполняется 30 лет. Вместе с Герингасом его исполнит Рубин Абдуллин, который был первым исполнителем органной партии.
Также на фестиваль приедет Юрий Башмет, чтобы сыграть музыку Шнитке — посвященный ему альтовый концерт. Также на фестиваль ждут Александра Чайковского. Оркестр исполнит «Третью симфонию» автора — одно из самых выдающихся сочинений, написанных на рубеже веков. Симфония посвящена Леониду Рошалю. Известный детский доктор также принял приглашение на фестиваль. 19 ноября в Казани также ждут Лолиту Сильвиан, директора Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров (АСКОР). Во втором концерте фестиваля: симфония для духовых Хиндемита, а также произведения композиторов Татарстана — Шамиля Тимербулатова, Анатолия Луппова и его учениц — Елены Анисимовой и Масгуды Шамсутдиновой.
Программа фестиваля:
5 ноября
БКЗ, 17.00
Открытие фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной «CONCORDIA»
А. Шенберг — «Просветленная ночь»
С. Губайдуллина — «In Croce» для органа и виолончели
С. Губайдуллина — «Und: das Fest ist im vollen Gange»,
«И: празднество в разгаре» для виолончели с оркестром (посвящено Д. Герингасу)
Солисты Давид Герингас (виолончель), Рубин Абдуллин (орган)
12 ноября
БКЗ, 17.00
Три поколения Татарстанской композиторской школы
Совместный проект с консерваторией в рамках фестиваля
Ш. Тимербулатов Увертюра (посвящена ГСО РТ и художественному руководителю А. Сладковскому). Первое исполнение в Казани.
П. Хиндемит Симфония in B. Первое исполнение в Казани
А. Луппов — Татарское каприччио
М. Шамсутдинова — Симфония «Чингисхан»
Е. Анисимова Симфоническая фантазия на удмуртские напевы «Шудон гур»
19 ноября
БКЗ, 17:00
Э. Денисов — «Колокола в тумане». Первое исполнение в Казани
А. Шнитке — «Концерт для альта с оркестром» (посвящен Ю. Башмету). Первое исполнение в Казани
Солист Юрий Башмет
А. Чайковский — «Симфония № 3» (посвящена Леониду Рошалю). Первое исполнение в Казани
Фото — ИТАР-ТАСС
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: