Отметим, что сам торговый центр открыт уже несколько недель, а один из якорных арендаторов — гипермаркет MediaMarkt — вовсе работает с октября 2010 года. Сегодня, 9 августа, СМИ собрали в новом торговом центре, чтобы официально заявить об его открытии. Церемония началась с символического разрезания красной ленточки. Почетное право сделать это доверили генеральному директору ЗАО «Казстройинвест» Владимиру Барахтину и директору по России и СНГ компании Jones Lang LaSalle, начальнику отдела управления коммерческой недвижимостью Торулу Гёндену.
Из истории…
О непростой и даже скандальной истории открытия «Южного» не писал только ленивый. Уже не один год тянется чреда скандалов вокруг выхода на рынок РТ гипермаркета международной сети «Ашан». Затем надзорные органы обнаружили нарушения, допущенные в ходе строительства, в результате чего прокурор Татарстана Кафиль Амиров через суд потребовал остановить стройку и запретить эксплуатацию торгового центра вместе с открывшимся гипермаркетом MediaMarkt. В дело вмешался даже президент РТ Рустам Минниханов, который поручил премьер-министру республики Ильдару Халикову разобраться в ситуации, связанной с приостановлением деятельности ТЦ «Южный». И вот спустя несколько месяцев молл открывается, но пока без «Ашана». Долгожданное открытие магазина известной французской сети ожидается на этот раз 4 октября.
Свершилось!
Ну, а пока, красная ленточка перерезана, официальные слова сказаны, и под звуки играющего оркестра журналистов повели на экскурсию по моллу. Сквозь громкую музыку журналисты пытались улавливать информацию об уникальности концепции центра, обозначенной как «шопинг-курорт», новых брендах и магазинах. Отметим, что многие из них действительно впервые представлены на рынке республики Татарстан.
СМИ также продемонстрировали новый формат примерочных в одном из магазинов — здесь покупатели не только смогут оценить обновку на себе, но и угоститься фруктами прохладительными напитками. В настоящее время в «Южном» открыты 66 из 93 магазинов. Остальные, по заверениям организаторов, уже сданы в аренду и в ближайшее время будут открыты. Всего общая арендуемая площадь ТРЦ «Южный» составляет 46 800 кв.м. По этому показателю «Южный» занимает третье место среди торговых центров Казани — такие данные TatCenter.ru предоставили в компании Jones Lang LaSalle. На первом месте МЕГА — 92,238 км. в арендуемых площадей, на втором — Парк Хаус — 47 тыс. кв.м. Интересно также, что Казань по объему качественных торговых площадей на тысячу жителей занимает первое место. Следом идут Санкт-Петербург и Екатеринбург. Москва в списке только на 6-м месте.
Для поддержания концепции «Южного» в торговый центр завезут тропические растения
Удалось ли решить все проблемы связанные с открытием центра? На этот вопрос господин Барахтин не смог дать четкого ответа. По его словам на затянувшемся открытии сказалась «комбинация факторов, главным из которых был финансовый кризис. В настоящее время проект завершен и успешно действует». Объем инвестиций гендиректор ЗАО «Казстройинвест» (именно эта фирма является заказчиком строительства) назвать отказался, однако в раздаточных материалах, предоставленных СМИ, объем инвестиций обозначен в размере 105 млн. долларов. В целом после расширения и репозиционирования «Южного» общая площадь торгового центра увеличилась с 20 до 78 тыс. кв. м, из них более 10 тыс. кв. метров будет занимать АШАН.
Торул Гёнден, директор по России и СНГ компании Jones Lang LaSalle, начальник отдела управления коммерческой недвижимостью:
— Мы проработали новую концепцию еще в 2007 году, хотели сделать что-то запоминающееся, привлечь известные торговые марки, которые раньше не приходили в республику Татарстан. И сейчас считаем, что ТЦ имеет свои преимущества на рынке. Мы создали определенную атмосферу, светлую яркую, а чтобы поддержать ее, мы планируем закупить тропические растения, которые добавят новый имидж.
Пока «Южный» без АШАНА
В эксклюзивном интервью корреспонденту TatCenter.ru господин Торул Гёнден заявил, что непростая история с открытием «Южного» никак не ск ажется на покупательском потоке и привлечении арендаторов.
— Надо говорить о сегодняшнем успехе. Уже сейчас трафик очень высокий 20−30 тысяч человек в день — и это для той стадии, на которой пока находится торговый центр. Трафик будет повышаться с открытием АШАНА, Marks&Spencer, привлечет людей спортивная секция, которая пока не открыта.
— Достаточно ли заявленного количества парковочных мест- 1550 машиномест — на 20−30 тысяч покупателей ежедневно? (Для сравнения в МЕГЕ парковочных мест более 6000 — прим.авт.) И это при том, что еще не открылся АШАН…
— Мы открываем немало шопинг-центров в России, просчитываем необходимое количество парковочных мест, и редко эта цифра бывает больше чем 1,5 тысячи. Для сравнения галерея в Санкт-Петербурге, которая в два раза больше «Южного» имеет 1300 парковочных мест.
— Многие эксперты считают, что без открытия АШАНА торговый центр «Южный» нельзя считать фактически открытым. Согласны ли Вы с этим?
— Технически, возможно, вы правы, потому что АШАН занимает такую площадь, что можно сказать, да, на 100 процентов мы не открылись. Но АШАН не единственный якорный арендатор, на котором мы основываем успех центра. Поэтому мы считаем, что для нас центр открыт.
А что же АШАН?
Очередное официальное открытие АШАНА ожидается 4 октября 2011 года. Об этом на пресс-конференции заявил директор-коуч гипермаркета АШАН Казань Ришар Деннелен. Ожидается, что 90% товаров на полках ритейлера будут от отечественного производителя. На вопрос какова будет доля товаров от местных республиканских производителей, Ришар Деннелен ответить затруднился:
— Я знаю, что у вас один из крупных поставщиков молочной продукции — «Вамин», который занимает большую долю на рынке. Какова будет доля местных поставщиков в АШАНЕ — зависит от них самих и от поставляемых товаров. Но работа с локальными поставщиками обязательна для нас. Я знаю, казанцы хотят найти их продукцию на полках нашей торговой сети.
В целом французкий ритейлер после открытия ожидает по выходным дням не менее 15 тыс. посетителей и 6−7 тыс. чеков. Обслуживать будут 62 кассы, в том числе 8 экспресс-касс. Очевидно, что сеть составит явную конкуренцию местным игрокам, в частности «Бахетле», расположенном в СТЦ МЕГА Казань. Однако там комментировать позицию компании в связи с выходом на рынок нового игрока отказались, равно как и в самой МЕГЕ.
Как «Южный» изменит рынок РТ?
TatCenter.ru обратился к участникам рынка и независимым экспертам с просьбой прокомментировать выход на рынок республики нового игрока.
Леонид Рахимов, генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (Дисконт центр XL)
— С приходом ТРЦ «Южный» рынок, конечно, изменится. Новый торговый центр задаст новые стандарты качества и арендные ставки. Безусловно, всех к «Южному» потянет АШАН — это тот магазин, который долго не пускали на рынок РТ, и который давно ждут казанцы. Замечу, что в Приволжском федеральном округе открыт только один магазин этой торговой сети — в Самаре. На мой взгляд, то, что АШАН до сих пор не открылся в Казани — минус только нам.
В целом серьёзный передел рынка торговых центров в Казани в связи с выходом нового игрока, скорее всего, не произойдёт. Однако, «Южный» уже сейчас предлагает самые высокие арендные ставки. По моей информации, цена за кв. метр колеблется от 3600−4000 долларов за кв. м в год (это те площади, которые будут располагаться на выходе из АШАНА). ТК «Южный» своими высокими ставками задаст новый уровень доходности в этом сегменте рынка, что несомненно спровоцирует рост арендных ставок в МЕГЕ, ТАНДЕМЕ и др. торговых центрах города Казань.
Кроме того, МЕГЕ, в частности ОВI, очень здорово подпортил ситуацию Владимир Малыгин, наш татарстанский предприниматель, который открыл второй гипермаркет «Мегастрой» на пр. Победы. Малыгин отлично обыграл рынок. Теперь МЕГА просто окружена двумя строительными гипермаркетами, а тут еще и «Южный» открывается. OBI сложно будет конкурировать с такими «соседями». На мой взгляд, «Южный», «Мегастрой» и МЕГА могут рассматриваться как один
огромный ритейл-парк. Еще бы между «Мегастроем» и МЕГОЙ построить что-нибудь, например, крытый парк развлечений, аквапарк, отель и автосалоны — тогда там можно ходить весь день: гулять, совершать покупки, обедать в кафе, смотреть фильмы
С супермаркетом «Бахетле» отдельная ситуация, понятно, что приход АШАНА им не выгоден. Без АШАНА открытие «Южного», по сути, не состоится. Хотя да, сегодня формально он открыт, однако ситуация с посещениями там, пока весьма вялая. Зато, как только откроется АШАН, страшно представить, что будет — места на парковке точно хватит не всем.
В целом, конкуренция конечно усилится. Произойдет отбор и ротация арендаторов. Какие-то компании уйдут с рынка, на их место придут новые. Каким бы ни был хорошим торговый центр, ходить в один и тот же магазин надоедает, всегда хочется чего-то новенького. Такова природа человека, такова сама жизнь!
Мурат Ахмеров, управляющий торгово-офисным комплексом «Караван»:
— Открытие ТРЦ «Южный», безусловно изменит рынок, но это не будут столь радикальные перемены. Изменение произойдут в масштабах Казани, особенно пошатнется Приволжский район, скажется открытие нового комплекса на МЕГЕ.
Плюсы «Южного» — известные брэнды — H&M, который безумно популярен в мире, безусловно, АШАН, который долго не пускали на рынок РТ. Открытие АШАНА почувствуют все гипермаркеты республики, особенно «Бахетле». На АШАН, как на якорь, потянутся и другие известные торговые марки, новые арендаторы. В первую очередь пострадает МЕГА, так как там неразвита развлекательная зона. В «Южном» развлекательная инфраструктура будет представлена новым многозальным кинотеатром. Увеличится и ротация арендного пула. «Южный» отнимет, по моим прогнозам, 5−7% арендаторов (чьи занимаемы площади составляют 50−200 кв.м.), не считая, конечно, якорей.
В целом открытие «Южного» значимо для Казани, потому что после определенного бума, когда торговые центры в столице РТ открывались один за другим, долгое время не было новых качественных торговых центров. И тот шаг ТРЦ «Южный», что они решились на реконцепцию в свое время, в целом оправдан. Да, ими не до конца все было просчитано, взвешено. Открытие хоть и затянусь, но оно состоялось. И сейчас новый ТРЦ вполне может конкурировать с другими игроками. Не исключаю, что в выходные сюда будут съезжаться со всего города, якоря будут вытягивать…
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»
— На мой взгляд, уровень конкуренции в этом секторе на локальном рынке Казани формируется на сравнительно высоком уровне. Розничная торговля, и как следствие, рынок торговой недвижимости развиваются здесь весьма высокими темпами. Стоит отметить, что столица РТ характеризуется одним из самых высоких в стране показателей обеспеченности торговыми площадями — около 840 кв.м. на 1000 жителей (по состоянию на начало 2011 г., без учета рынков). Вместе с тем, полагаю, появление нового даже достаточно крупного объекта значительного влияния на ситуацию в целом, конечно, не окажет. Локальный рынок весьма капиталоемкий, платежеспособный спрос формируется на высоком уровне, розничный товарооборот растет достаточно динамично — в 2010 г. номинальный рост составил 15%, объем — около 259 млрд. (примерно 57% от общего товарооборота в республике). Естественно, это экспансия в Казань привлекательна для большинства торговых компаний.
Нельзя, конечно, исключать, что часть трафика, действительно, может перераспределиться в пользу нового оператора. Но, думаю, какого-либо существенного негативного эффекта для других игроков не последует.
Дмитрий Золин, председатель Комитета по торговой недвижимости Гильдии управляющих и девелоперов, управляющий партнер LCMC:
— Ввод нового объекта не окажет серьезного влияния на рынок торговой недвижимости Казани. Сейчас в городе представлено несколько современных объектов, в том числе МЕГА, SuvarPlaza, «Кольцо», «Сити-Центр» и супермаркет «Бахетле». Все они соответствуют параметрам качественных торговых комплексов, поэтому определенные стандарты на рынке ритейла Казани уже существуют. Ввод нового объекта может составить конкуренцию МЕГЕ и оттянуть от нее некоторую часть покупательских потоков. Но наиболее существенно ввод ТРЦ «Южный» отразится на небольших комплексах, находящихся в зоне его влияния. Вряд ли в целом по рынку б удут снижены арендные ставки: новый ТРЦ по всем внешним признакам выполнен на высоком уровне качества, поэтому может установить ставки аренды выше, чем в среднем по рынку.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: