Новости
14 Июня 2011, 11:34

Анатолий Аксаков: «Идея финансового центра может мобилизовать власти — как исполнительные, так и законодательные»

Правительство России нацелено на создание в стране мощной и открытой финансовой системы. Для этого необходимо обеспечить денежным потокам максимально льготный режим. Только льготы способны вызвать приток денег на территорию, где еще недостаточен уровень развития производства. Впрочем, привлечь финансы — полдела. Важно, чтобы они вошли не на спекулятивные рынки, а в реальную экономику. Своими идеями о создании сильной финансовой системы в России с Деловым порталом TatCenter.ru поделился Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России.

А.Аксаков — Правительство страны неоднократно озвучивает в своих выступлениях необходимость создания в России мощной и открытой финансовой системы, которая позволила бы ей стать одним из крупнейших финансовых центров мира. Но при этом большинство отраслей реального сектора российская экономика находится в упадке. Возможно ли при этом осуществление таких амбициозных планов в финансовой области?

— В принципе дисбаланс между финансовым и реальным секторами экономики в долгосрочной перспективе невозможен. Однако на краткосрочной дистанции он вполне реален. Тут возникает классический вопрос: что было раньше, курица или яйцо? Можно ли развить финансовый сектор и сделать его локомотивом развития экономики? Или поднимать общий уровень экономики, который вызовет подъем финансового сектора?

Первый путь более «техничен». Но тогда необходимо обеспечить деньгам в России максимально льготный режим. Только льготы способны вызвать приток денег на территорию, где еще недостаточен уровень развития производства. Другое дело, что льготы ради льгот бесперспективны. Поэтому они должны не только привлечь деньги в Россию, но и стимулировать их инвестирование в производство. Привлечь деньги — полдела. Важно, чтобы эти деньги вошли не на спекулятивные рынки, а в реальную экономику.

А это — уже как минимум среднесрочные инвестиции. Вывод: помимо льгот необходимы четкие и понятные «правила игры», проработанная правовая база, уверенность, что эта правила и эти база будут стабильными на достаточно долгий отрезок времени. Выгодность и стабильность — вот два фактора, способных привлечь финансы в Россию.

К сожалению, сегодня нестабильное налоговое право — вспомним недавнее повышение сборов с фонда оплаты труда — не способствует тому, чтобы предпринимательский климат в России был комфортен, понятен и предсказуем для инвесторов.

— На онлайн-конференции «Финансовый прорыв», проведенной в конце мая Ассоциацией региональных банков России, агентством Bankir.Ru, журналом «Банковское обозрение», порталами Finarty.ru и TatCenter.ru, Вы сказали, что сама идея создания мирового финансового центра «является серьезным драйвером для развития финансового рынка». Что Вы имели в виду?

— Я имею в виду, что идея финансового центра сравнима с идеей проведения Олимпиады в Сочи. То есть самая идея мобилизует некие силы на ускоренное развитие — инфраструктуры, строительства. В случае с идеей финансового центра, сам тезис может мобилизовать власти — как исполнительные, так и законодательные — на завершение формирования полноценной законодательной базы для полноценного функционирования финансового рынка. Так что не стоит бояться «политизации» этой идеи. Другое дело, что надо направить ее драйв в правильное русло.

— На этой же онлайн-конференции некоторые участники говорили о прорыве в финансовой области. Какие существенные изменения могут произойти в российской банковской системе, если действительно этот проект будет реализован?

— Не думаю, что на таком поприще как «финансовый рынок» следует говорить о «прорывах». Как известно, деньги не терпят шума. А вот эволюционное развитие — это то, что «доктор прописал».

Я уже как-то говорил, что в принципе российская банковская система развивается вполне позитивно. За минувшие 20 лет все же удалось сформировать правовую основу для полноценной работы банковской системы. Я имею в виду такие законы как закон о страховании вкладов, закон об ипотеке, закон о лизинге, закон о кредитных историях и еще ряд законов. Они сделали возможным не просто существование банкинга, а создание в России полноценного кредитного рынка. И, как ни парадоксально на первый взгляд, череда кризисов, через которые за эти годы прошла банковская система, порождала не только проблемы, но и способствовала укреплению банковской системы, ее прозрачности, эффективности, мобилизованности.

Во взаимодействии этих двух явлений банковская систем «выковалась» как между молотом и наковальней. Помните, есть такой афоризм: «Все, что нас не убивает, — делает нас сильнее».

— Ассоциация региональных банков России еще в мае 2007 года выступила с инициативой модернизации инфраструктуры российского рынка ценных бумаг. Что уже проделано в этой связи и что предстоит сделать?

— В нашем законодательстве существуют огромные лакуны по многим инструментам, используемым на современном рынке ценных бумаг. Одна из самых существенных — отсутствие закона о секьюритизации. Сколько не критиковали секьюритизацию — в современном мире это самый актуальный инструмент масштабного привлечения денег в ипотеку. А для России ипотека — это не просто некая сфера бизнеса, это жизненно необходимый механизм. Поэтому наша ассоциация разработала и «двигает» законопроект о секьюиритизации. Мы считаем его сейчас наиболее актуальным для рынка ценных бумаг.

Необходимо также обеспечить правовое поле деривативам и некоторым другим финансовым документам. Необходимо принять довести до ума правовую основу работы центрального депорзитария и снять, наконец, все риски, связанные с возможным нарушением прав собственности.

И крайне необходимо льготный режим налогообложения для владельцев ценных бумаг, которые вложились в них на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Надо стимулировать не спекулянтов, а долгосрочных инвесторов, чьи деньги работают на экономику, а не на замкнутый цикл «Деньги делают деньги».

Мы соответствующие законопроекты подготовили и будем отстаивать их принятие Думой.

— В настоящее время наблюдается уход иностранного банковского капитала с российского рынка в связи с изменением их оценок условий и привлекательности бизнеса. В апреле этого года отток капитала составил 7,8 млрд. долларов США, что на 1,6 млрд. долларов больше чем в марте. Какова на ваш взгляд перспектива инвестиционной привлекательности страны?

— Это не совсем так. Существуют два разнонаправленных потока — уход денег, приход денег. Все зависит от стратегии того или иного банка или банковской группы. Да. есть западные банки, которые не сумели достичь заметных успехов на российском рынке и они сворачивают или «замораживают» свою деятельность. Но большинство крупных игроков, мировых банковских брендов на российском рынке работают и уходить никуда не собираются.

Однако в целом вы правы — проблема оттока капитала для России актуальна. Именно поэтому и необходимо законодательство, которое, во-первых, обеспечит четкость всех правил игры на рынке и, во-вторых, гарантирует предсказуемость этих правил. Капитал суеты не терпит.

Аксаков — С 1995 года идут разговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Какие последствия на банковскую систему будет иметь вступление России в ВТО, учитывая тот отток иностранного капитала, который мы наблюдаем сегодня?

— Совсем недавно мне задали этот вопрос на одной из Интернет-конференций. Поэтому я, с вашего разрешения, просто процитирую свой ответ.

Принципиально вступление России в ВТО на финансовом рынке никак не отразится. Ограничения по открытию филиалов иностранных банков в России как были, так и остаются. А «дочерние» банки уже присутствуют на нашем рынке в полной мере.

На страховом рынке, несомненно, вступление в ВТО усилит приток иностранного капитала, усилит конкуренция. Потребителю этой пойдет только на пользу. Драматического ничего не ожидаю. Катаклизмов не будет.

— Что от этого выиграют субъекты Российской Федерации, в частности Татарстан?

— Экономические последствия от вступления ВТО по большому счету будут симметричными для всех регионов. Тут нет каких-то геоотличий. Другое дело, что сырьевые регионы выиграют несколько больше, а регионы, акцентированные на машиностроении, испытают более жесткую конкуренцию.

Что касается Татарстана, то, если регион продолжит повышать уровень передела нефтехимической продукции, для него вступление в ВТО только усилит рыночные преимущества.

— В настоящее время Государственная Дума обсуждает закон о национальной платежной системе. В своем блоге Вы написали, что он вам сейчас нравится меньше, чем когда Дума принимали его в первом чтении. Чем этот закон интересен с точки зрения защиты интересов клиентов?

— Прежде всего, тем, что он подводит правовую базу под весь спектр платежей на российском рынке, тем самым выдавливая недобросовестных игроков. Это — косвенное воздействие. Но для защиты интересов клиентов финансовых институтов такого закона явно недостаточно. Мы уже шесть лет пытаемся «пробить» законопроект о потребительском кредитовании, который обозначил бы все «правила игры» в этой сфере. Необходимо подвести правовую базу и под процедуру личного банкротства. Кроме того, наша ассоциация предлагает ввести «паспорт кредита».

Вообще, это тема очень серьезная и требует более детального разговора. Я рассчитываю, что на брифинге в Казани, который 20 июня проводит ваш портал, мы обстоятельно поговорим об этом с казанскими журналистами.

— В Татарстане 20−21 июня пройдет III-й Международный саммит исламского бизнеса и финансов. Вы заявлены в числе выступающих спикеров. Как вы оцениваете сам факт проведения данного мероприятия? Насколько в мире популярна исламская экономическая модель ведения бизнеса?

— Я уверен, что многие системы альтернативного банкинга заслуживают всестороннего изучения и представляют интерес для России. Но я сразу оговорю, что необходимо избежать попыток придать этим системам конфессиональную окраску. Деньги не имеют национальности и религии. Все системы должны быть симметричны ко всем потенциальным участникам. Это — главное.

— Ассоциации региональных банков России в этом году исполняется 20 лет, она объединяет около 400 банков России. Как представлен Татарстан в вашей Ассоциации? Насколько активно в ней наше татарстанское банковское сообщество?

— В этом году нам исполняется уже 21 год, а 20-летие мы отметили еще в декабре прошлого года.

Татарстан в АРБР представлен довольно активно. Участниками ассоциации являются банки «Аверс», Автоградбанк, «Девон-Кредит», Татинвестбанк, Татсоцбанк, Поволжское бюро кредитных историй. Мы надеемся, что наше сотрудничество с Татарстаном будет развиваться.

— По инициативе Ассоциации в сентябре 2009 года был создан Межрегиональный центр повышения финансовой грамотности. Как на ваш взгляд меняется просвещение граждан и есть ли у вас аргументы подтвердить, что эти изменения происходят в позитивную сторону?

— А вот на эту тему также предлагаю поговорить в Казани. Тема очень сложная и, признаюсь, пока в этом направлении сделаны лишь самые первые шаги. Буквально на днях мы подписали соглашение с Финансовым университетом при Правительстве России. Будем активизировать эту работу.

Эльмира Гайнутдинова

Новости
23 Апреля 2024, 19:42

В Министерство экологии РТ поступило более 400 обращений С 15 по 19 апреля

Татарстанцев больше всего волновали несанкционированные свалки.

В период с 15 по 19 апреля в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 411 обращений. Больше всего жителей Татарстана беспокоили несанкционированные свалки — по этой проблеме было 338 жалоб. Об этом сообщила пресс-служба минэкологии РТ.

Всего с начала года в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 1938 обращений: 768 через мобильное приложение «Школьный экопатруль», 289 сообщений через систему «Народный контроль», 66 зарегистрировано на платформе обратной связи «ПОС» и 815 уведомлений принято по каналам связи Министерства.

Ранее TatCenter писал, что минэкологии РТ запустило республиканский конкурс #ЭКОВЕСНА2024, посвященный проведению санитарно-экологического двухмесячника.

9 мая в Казани: праздничная афиша  10:35

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: