Партнёрский материал
18 Ноября 2019, 11:00

Знать все про 115-ФЗ: как защитить бизнес от рисков? Объясняет Банк ЗЕНИТ

Эксперты Банка ЗЕНИТ рассказали предпринимателям Альметьевска о том, как работает закон 115-ФЗ, какие переводы банки считают сомнительными и как компании избежать блокировки операций по счету.

115-ФЗ: в чем суть

Бизнес не может функционировать полноценно без сотрудничества с банком. Один из ключевых законов, на соблюдении которого строятся долгосрочные взаимовыгодные отношения — Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ, рассказывает начальник департамента продаж МСБ Банка ЗЕНИТ Ольга Туманова.

Игнорирование его требований может привести к блокировке операций по счету компании, остановке бизнес-процессов, что в итоге негативно отражается на работоспособности и репутации предприятия. Задача бизнеса — соблюдать нормы 115-ФЗ, банков — предотвращать незаконную деятельность.

«Банки заинтересованы в построении долгосрочных отношений, они должны как можно лучше понимать суть бизнеса: чем занимается компания, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует», — поясняет начальник управления развития отношений с клиентами Департамента сопровождения клиентов МСБ Банка ЗЕНИТ Мария Залесская.

Эксперты подчеркивают: в рамках 115-ФЗ банки вправе запрашивать у клиентов пояснения по переводам, отказывать в проведении сомнительных операций и открытии расчетного счета. При двух отказах кредитные организации имеют право расторгнуть договор и ограничить доступ компании к интернет-банку.

Три типа сомнительных операций: как исключить подозрения банков

К сомнительным операциям принято относить несколько категорий: операции с наличными, транзитные и операции по внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Наличные могут использоваться в коррупционных целях, а также в нелегальных схемах по уходу от уплаты налогов и финансированию терроризма. Подозрения банка может вызвать, к примеру, систематическое снятие наличных в объемах от 80% от всех расходных операций или переводы на счета физлиц — такие операции имеют признаки обналичивания.

«Лучше оплачивать за товары или услуги безналичными средствами по счету или по корпоративной карте. Наличный расчет — это не инструмент для ведения бизнеса. В рамках одного договора расчет за наличные не может превышать 100 тыс. рублей», — отмечает Мария Залесская.

Транзитные операции являются промежуточными и могут вести за собой дальнейшую легализацию, обналичивание, вывод средств за границу. У них несколько признаков — временной интервал (деньги пришли и ушли в кратчайшие сроки), отсутствие налогооблагаемой базы, переворот назначения платежа и накопление НДС.

«Банк оценивает налоговую нагрузку. У компаний, которые занимаются транзитом, а не реальной деятельностью, налоги существуют только на бумаге, и любой доход, не относящийся к схеме, для них будет издержкой. Такие организации держат либо минимальную налоговую нагрузку, либо вовсе не платят налогов, если это фирмы-однодневки. Если у клиента налоги составляют около 10% от общей доли всех расходных операций, банк понимает, что это не транзит».

Операции, связанные с ВЭД, часто влекут за собой риски по выводу капитала из РФ в страны с благоприятным налоговым климатом или в офшорные зоны. Чаще всего подозрения банков вызывают платежи, связанные с импортом товаров, в т. ч. без прохождения таможни, покупкой ценных бумаг и др.

«При обращении с ВЭД необходимо изучать всю доступную информацию о контрагенте-нерезиденте, соблюдать требования валютного регулирования и использовать продукты, минимизирующие риски по сделке — аккредитивы и банковские гарантии. Неблагонадежный клиент воспринимает такие траты как издержки», — рассказывает эксперт.

Как не попасть в «список отказников»

Банки аккумулируют данные по неблагонадежным клиентам. Т.н. «список отказников» включает информацию по юрлицам, которые когда-либо получили отказ в проведении операции в рамках 115-ФЗ. Попадают в него компании в случае, если банк отказал в проведении сомнительной операции по счету, передал информацию в Росфинмониторинг, откуда она ушла в ЦБ РФ — именно регулятор формирует перечень.

Если «отказник» не согласен с решением банка, есть право на реабилитацию. Клиент может написать в банке заявление о пересмотре решения по операции — банк обязан рассмотреть ее повторно. Если банк «оправдывает» операцию, он сам отзывает информацию из Росфинмониторинга и клиента убирают из списка. Если же операция признается сомнительной повторно, клиенту следует обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ.

Как защитить бизнес от рисков?

Чтобы работа компании с банком строилась конструктивно, клиентам необходимо помнить и о других нюансах ведения деятельности. Так, вопросы у кредитных организаций вызывают, к примеру, вычет по НДС от 89% за 12 месяцев, среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду деятельности в субъекте РФ, частая смена налогового органа, убыток в течение двух и более лет, отражение в НДФЛ суммы расходов, приближенной к сумме доходов… Особое внимание нужно уделять правильно оформленному документообороту.

«Не экономьте на услугах бухгалтера, а если бухгалтерия на аутсорсинге — выбирайте надежное и проверенное агентство с опытом работы на рынке. Оформляйте договоры с партнерами и документы по отгрузке или получению товаров и услуг. Это позволит защитить ваши интересы и своевременно предоставить документы по запросу банка», — заключает Ольга Омельченко.

Эксперты банка также рассказали, что в Альметьевске уже заработал институт удаленных персональных менеджеров. Благодаря нему клиенты могут позвонить персональному менеджеру и получить ответ на все вопросы. Специалисты помогают бизнесу разобраться с отчетностью, финансовыми инструментами.

Теперь услуга персонального менеджера доступна и клиентам «Девон-Кредит» после объединения с Банком ЗЕНИТ. Также интеграция банков открыло малому и среднему бизнесу доступ к программам господдержки и расширенной продуктовой линейки. В скором времени планируется запуск кредитной программы для участников рынка госзаказа, овердрафта и залоговых кредитов.

Справка

ЗЕНИТ — универсальная банковская группа федерального масштаба. ПАО Банк ЗЕНИТ - учрежден в 1994 году.

9 сентября 2019 года внеочередным общим собранием акционеров принято решение о реорганизации ПАО Банк ЗЕНИТ в форме присоединения к нему ПАО АБ «Девон-Кредит» и ПАО «Липецккомбанк». Подразделения «Девон-Кредита» начали работать по лицензии и под брендом ПАО Банк ЗЕНИТ с 18 ноября 2019 года.

Екатерина Морозова

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: