Стоит ли полагаться на рейтинги Standard&Poor's?

Американское рейтинговое агентство (РА) Standard&Poor’s снизило рейтинги трех крупнейших российских страховщиков — «СОГАЗа», «Ингосстраха» и «РЕСО-Гарантии». Прогноз о положении дел в «Ингосстрахе» оставлен негативным, для двух других страховщиков повышен до стабильного, что стало для них ложкой меда в бочке дегтя.

По данным экспертов «РИА Рейтинг», в 2014 году «СОГАЗ» и «Ингосстрах» вошли в тройку крупнейших страховщиков России (уступив только «Росгосстраху») с долей рынка в 11,7% и 6,5% соответственно, «РЕСО» — в первую десятку страховых компаний РФ. Получается, что рассчитать каско в Татарстане и при этом быть уверенным в надежности страхового партнера непросто. Только «РГС» на сегодняшний день сохраняет достаточно высокий стабильный рейтинговый показатель.

Заметим, что Илья Соломатин, заместитель гендиректора «Ингосстраха» частично не согласен с действиями S&P. Показатели нашей работы в 2014 году улучшились в сравнении с данными за 2013 год, — заявил И. Соломатин в интервью агентству «АСН».

Некоторые эксперты говорят, что действия Standard&Poor’s напрямую связаны с недавним понижением суверенного рейтинга России до уровня ВВ+ («мусорный» уровень). Другие напоминают события 2008 года, когда многие долгосрочные прогнозы «большой тройки» мировых рейтинговых агентств (Fitch Ratings, Moody’s, Standard & Poor’s) были признаны ошибочными. Третьи заявляют о политической подоплеке действий S&P.

Однако многие специалисты полагают, что «нет дыма без огня». Положение дел на страховом рынке России действительно сложное. Главная проблема заключается в том, что автострахование не просто перестало тянуть рынок вверх, но и потянуло вниз.

Моторные виды страхования тянут рынок вниз

Убыточность ОСАГО продолжает расти. Уже дважды (в сентябре 2014 года и февраля нынешнего) просьбы страховщиков о повышении тарифа «автогражданки» минимум на 50−60% не были услышаны Банком России. Купить полис обязательного страхования в Казани становится все сложнее из-за нарушений законодательства со стороны страховщиков (навязывание дополнительных услуг, отказы в заключении договоров).

Купить полис ДАГО или рассчитать каско в Татарстане — не проблема, однако цены далеки от приемлемых. К примеру, каско на Поло Седан еще год-полтора назад стоило ровно в два-три раза дешевле. В таких условиях спрос на страховой продукт, естественно, существенно сократился. В декабре 2014 года «Интерфакс-ЦЭА» прогнозировал резкий скачок убыточности автокаско в первом квартале 2015 года. Прогноз не сбылся, однако ситуация до сих пор не стабильна. Сборы страховщиков падают, а объемы выплат растут. Возможно, прогноз сбудется уже во втором квартале.

Отметим, что «Ингосстрах», «СОГАЗ» и «РЕСО-Гарантия» по итогам 2014 года вошли в пятерку страховщиков по объемам выплат — 31, 29 и 38 миллиардов рублей соответственно. Но и доходность страхового портфеля всех трех компаний не опускалась ниже 60%. Страховые резервы позволят финансистам преодолеть трудности в ограниченный период рецессии.

Однако, если курс рубля продолжит падать, а автомобили дорожать, банковский процент расти, а цена каско на Рено Логан и другие массовые марки авто останется на уровне 30−60 тысяч рублей, то углубления кризиса на банковском и страховом рынках не избежать. Тогда стоит ожидать дальнейшего снижения рейтингов и банков и страховщиков России.

Уже сейчас, к примеру, компания «Renault Россия» собственными силами внедряет продукт «Разумное каско», а на Рено Логан страховка оформляется за 3,5% от рыночной стоимости автомобилей. Данная программа идет в обход финансистов, фактически создавая альтернативный рынок страхования.

Программ аналогичных «Разумному каско» на Поло Седан пока нет. Однако тот факт, что «Hyundai Россия» уже предлагает фактически такой же как и «Renault Россия» страховой продукт («Каско 3,5%»), адекватная реакция «Volkswagen Finance» и прочих автопроизводителей на происходящее уже не за горами. Страховщикам стоит уже сейчас начать пересматривать свою политику, иначе у Standard&Poor’s появятся новые поводы пересмотреть свою.

Новости
18 Декабря 2025, 14:20

На строительство кормовых центров в РТ ежегодно будут выделять ₽200 млн

В республике уже работает 58 таких объектов в 24 районах, которые обслуживают 216 тыс. голов крупного рогатого скота.

В Татарстане по решению раиса республики Рустама Минниханова ежегодно будут выделять 200 млн рублей на строительство кормовых центров. Об этом сообщил замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Гелюс Баязитов на заседании профильного комитета Госсовета.

По его словам, в республике уже работает 58 кормовых центров в 24 районах, которые обслуживают 216 тыс. голов крупного рогатого скота. Замминистра также уточнил меры поддержки: хозяйствам возместят 50% затрат на оборудование для кормоцентров и 30% на строительно-монтажные работы. Помимо этого, Баязитов рассказал о других направлениях поддержки. В текущем году на личные подсобные хозяйства в республике выделено 612 млн рублей, из которых уже выплачено 592 млн. Основные средства направлены на содержание дойного стада. С учетом дополнительных 184 млн рублей из республиканского бюджета общий объем этой поддержки составил 419 млн рублей. Также 70 млн рублей в этом году направлены на строительство мини-ферм молочного направления.

Читайте также: «Цифровые фермы и поля: как АПК Татарстана прирастает технологиями».

Баязитов Гелюс Салимович

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: