— Марьям Наилевна, вы можете сказать, что 2018 год был успешным для ВТБ в Татарстане?
— Однозначно, да. Нам удалось обеспечить рост ключевых показателей по всем направлениям. Это, в свою очередь, привело к расширению присутствия банка на рынке республики. Сработали синергия от объединения корпоративного и розничного бизнеса, конкурентные преимущества продуктов и эффективная работа команды.
— Какие показатели банк зафиксировал по итогам прошедшего года?
— На начало 2019 года в розничном блоке ВТБ в Татарстане насчитывается около 300 тыс. активных клиентов, в корпоративном — более 12 тыс. Банк обслуживает клиентов в 37 точках продаж по всей республике. Кредитный портфель объединенного бизнеса вырос на 18% и превысил 146 млрд рублей. Совокупный портфель привлеченных средств физических и юридических лиц увеличился на 19% и достиг 127 млрд рублей.
«Для ВТБ нет маленьких или больших клиентов»
— Из отчетности банка видно, что в 2018 году кредитный портфель в сегменте корпоративного бизнеса вырос на 13% и достиг 71 млрд рублей. Ставка на малый и средний бизнес — тренд. Какую долю этот сегмент занимает в кредитном портфеле ВТБ?
— Объем кредитного портфеля компаниям малого и среднего бизнеса на начало 2019 года составил 34,5 млрд рублей. За год портфель вырос на 10%. ВТБ практически удерживает паритет в кредитовании субъектов экономики РТ в зависимости от размера бизнеса — доля крупного бизнеса в портфеле составляет 51%, малого и среднего — 49%.
— В каком объеме ВТБ финансировал компании республики в прошедшем году?
— За 2018 год ВТБ предоставил предприятиям Татарстана 93 млрд рублей кредитных средств. Это на 15% больше, чем за 2017 год. При этом 7,4 млрд рублей — финансирование в рамках программ государственной поддержки.
— Почему ВТБ в Татарстане интересна работа с бизнесом в рамках программ господдержки?
— Льготное финансирование экономики республики с участием государства — приоритетные направления. Сегодня на рынке действует ряд программ господдержки — по линии минэкономразвития РФ, Корпорации МСП, Фонда развития промышленности, Фонда развития моногородов. Банк принимает в них самое активное участие. Нам важно донести до предпринимателей информацию о том, что они могут получить деньги по сниженным ставкам, на разные сроки и на разные цели. Для нас нет маленьких или больших клиентов — под каждый сегмент у ВТБ есть продуктовая линейка, которая решает конкретные бизнес-задачи. Это дополнительные компании и предприниматели, их лояльность, возможность и банку, и бизнесу расширить горизонты. Для республики — это уникальные проекты, новые ниши и производства.
— Например?
— Например, ВТБ в рамках «Программы 6,5%» прокредитовал на 200 млн рублей рыбоводческий комплекс «Биосфера-Фиш». Деньги пойдут на оборудование, компания намерена обеспечить мальками рыб ценных пород не только республику, но и другие регионы Поволжья. Это новый, уникальный для Татарстана проект — производство краснокнижной стерляди. В целом, по «Программе 6,5%» в 2018 году мы заключили 27 соглашений на 1,4 млрд рублей. В этом году ставка по программе льготного кредитования МСБ выросла до 8,5%, рынок изменился. Но и такой уровень я считаю очень интересным, так как деньги можно привлечь на срок до 10 лет.
Сегодня по госпрограммам ВТБ в Татарстане активно кредитует сельхозпредприятия, производителей, ИТ-компании…
— Какие еще полезные изменения ВТБ ввел для корпоративных клиентов в минувшем году?
— Во-первых, мы продлили операционный день — теперь платежи по счетам можно проводить с 6.00 до 23.00. Во-вторых, дали возможность корпоративным клиентам дистанционно открывать спецсчета для участия в закупках в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ.
ВТБ делает ставку на малый и средний бизнес. Мы стараемся максимально экономить деньги и время предпринимателей. Все продукты и услуги, все технологии сейчас направлены на достижение этой цели. К примеру, на сайте ВТБ можно удаленно зарегистрировать компанию и получить электронную цифровую подпись. Можно также поделиться своим опытом с другими предпринимателями — банк запустил масштабный проект delo.vtb.ru. Из Татарстана там уже представлены 22 компании. В России огромное количество предприимчивых людей с изюминкой, с творческим подходом к ведению бизнеса, много интересных и удивительных проектов. Мы хотим, чтобы о них узнала вся страна.
Кампания «Помогаем делом»
ВТБ до 28 марта проводит Всероссийский конкурс среди предпринимателей. Конкурс дает возможность рассказать историю становления своего бизнеса и получить шанс выиграть рекламную кампанию от банка ВТБ.
Для участия в конкурсе необходимо рассказать о своем бизнесе на сайте проекта delo.vtb.ru. Финалисты будут определены по результатам народного голосования. Далее, экспертное жюри во главе с заместителем президента-председателя правления ВТБ Денисом Бортниковым выберет трех победителей. Каждый из победителей получит рекламную кампанию своего бизнеса от банка ВТБ и станет известен на всю страну, а также годовое премиальное расчетно-кассовое обслуживание в ВТБ и индивидуальный тренинг по выходу на экспорт. Во время рекламной кампании предприниматели смогут бесплатно открыть счет в ВТБ и получить три месяца обслуживания в подарок.
Ипотека — драйвер роста розницы
— В розничном бизнесе, какие сегменты сегодня выступают драйверами роста?
— Безусловно, ипотека. Розничный кредитный портфель ВТБ в Татарстане составляет 75 млрд рублей. За прошедший год татарстанцы оформили кредиты на сумму 46 млрд рублей. Это на 61% больше, чем за 2017 год. Половина этой суммы — 24 млрд рублей — именно ипотечные кредиты. За год рост в сегменте составил 44%.
— Чем вы объясняете такую динамику?
— Причин несколько. Интерес к жилищным кредитам рос за счет привлекательных ставок — в прошедшем году они были одними из самых низких. Сработал такой продукт как рефинансирование ипотеки — здесь заемщик может получить не только улучшение ставки и удлинение срока кредита, но и, например, дополнительную сумму. Как правило, за счет этого решается отложенная потребность в ремонте. На спрос повлияли и грядущие изменения для застройщиков, о которых мы уже говорили.
Надо признать, что 2018 год стал периодом низких рыночных ставок. Это относится ко всем видам кредитов. Для потребителей было очень удачное время. Рост мы фиксировали не только в ипотечном кредитовании. Объем выдачи кредитов наличными по итогам года превысил 18 млрд рублей и увеличился в два раза, автокредитов — почти 4 млрд рублей, с ростом на 20% к уровню 2017 года.
— Марьям Наилевна, какие задачи ВТБ в Татарстане ставит на 2019 год?
— Ключевая задача — эффективно и взвешенно развивать все направления и конкурентные преимущества продуктов банка, наращивать клиентскую базу. Также решаем задачу по расширению присутствие банка в Татарстане — на 2019 год запланировано открытие двух универсальных точек продаж в Чистополе и Лениногорске. Будем совершенствовать цифровые сервисы и работать над тем, чтобы сберечь самый ценный ресурс клиентов ВТБ — время.
Беседовала Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: