С 10 по 12 июня 2023 г. сообщество ведущих специалистов по истории русской культуры
Выбор места проведения — остров-град Свияжск — определен ключевым положением города между Востоком и Западом, его символическим «двуглавием». Это одна из культурных столиц Поволжья. Много лет на острове идут археологические исследования и реставрация (собор Успенского монастыря эпохи Ивана Грозного включен в список объектов ЮНЕСКО). На острове кипит научная и выставочная жизнь, в которую включены многие десятки студентов ведущих вузов Москвы и Казани, активно участвующие в проектах наряду с крупнейшими специалистами страны.
Торжественное открытие фестиваля началось с закладки изразцов геральдического орла для обжига в специальную печь, воссоздающую устройство горна, найденного российскими археологами в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой.
Обжиг — это длительный и волшебный по сути дела творческий процесс
Натурное моделирование керамического горна и реконструкция древнерусского процесса обжига, прежде все, интересно с историко-культурной точки зрения, считает Артем Силкин, директор государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск», куратор фестиваля.
Артем Силкин считает, что керамика сейчас на подьеме. «Масса людей занимаются керамикой, изучают. Но высшее искусство керамики — это обжиг в дровяных печах, потому что электрические или газовые печи, это достаточно понятный процесс, все легко регулируется. В дровяной печи результат обжига зависит даже от сорта древесины, которая используется при обжиге, от того, насколько она сухая или сырая, есть ли у нее кора или нет
Свияжск стал научным выставочным реставрационным центром
Поделилась своими впечатлениями о происходящих действиях и Светлана Баранова, кандидат искусствоведения, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства ФИИ РГГУ, г. Москва.
Артем Силкин подтвердил, что это действительно важное для нашей истории место, где работали мастера, жили люди в течение столетий, и реконструкция технологий позволит усилить ценности, которыми обладает Свияжск.
Во время фестиваля состоялось открытие межрегиональной выставки «Орел — птица царская. Державная геральдика России». Выставка посвящена истории российского герба, формам и принципам его использования в различных сферах жизни общества, отражению этого главного геральдического образа в изразцах, других произведениях декоративно-прикладного искусства в предметах быта, книгах, гравюрах.
Экспозиция состоит из нескольких разделов, раскрывающих различные представления феномена геральдического орла в российской культуре. Показана история российского герба как царского, а затем императорского символа, этапы его изменений, использование гербового орла в культуре современной России. Основное внимание в целом на выставке уделяется образу геральдического орла в изразцовом искусстве. Выставка будет работать до сентября.
Состав приглашенных гостей — ведущие специалисты по истории русской культуры
Фестиваль вновь подтверждает, что изразцовое искусство — один из главных ярких и наглядных элементов в построении национальной идентичности России. Оно заслуженно заняло ведущее место в собирательской и экспозиционно-выставочной и реставрационной деятельности Музея — заповедника «Остров-град Свияжск».
Что такое изразец?
Производство изразцов – один из самых популярных видов русского зодчества, ставший неотъемлемой его частью с середины XVII века. Эта технология передавалась из поколения в поколение. Мастера оттачивали свое искусство и бережно хранили секреты производства уникальных керамических изразцов.
В прошлые века изразцы были одним из самых популярных вариантов отделки фасадов. Затем, благодаря активным культурным взаимодействиям с Европой, в русский дворянский быт вошли изразцовые печи. Их также называли «голландками» (так как традиция украшения каминов и печей изразцами пришла именно из королевства Нидерландов). При этом русские мастера значительно расширили цветовую палитру и жанровые рамки изображений, которыми украшались печные изразцы.
Для керамических изразцов характерна гладкая или рельефная лицевая поверхность. Однако она может быть неглазурированной (такие изразцы называются терракотовыми) или даже пористой. Также типичным является эмалевое или глазуревое покрытие различных цветов. С оборотной стороны по периметру обязательно должна располагаться румпа (своеобразный полый короб, с помощью которого изразец закрепляется в кладке). В этом состоит главное отличие изразцов от обычной облицовочной плитки (румпы на ее тыльной стороне нет).
Справка подготовлена по материалам сайта керамической мастерской Сергея Лебедева.
Информационный партнер
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: