Партнёрский материал
28 Декабря 2020, 10:45

«30 лет у доски стояла, а тут кино надо снимать»: как в КНИТУ-КАИ создают онлайн-курсы и выигрывают гранты

Пандемия COVID-19 в 2020 году бросила новые вызовы системе образования. Изменения, связанные с режимом самоизоляции и переходом на онлайн-обучение, затронули 1,6 млрд учащихся в 190 странах мира, а закрытие учебных заведений повлияло на 94% студентов. Поэтому в этом году как никогда встал вопрос об онлайн-курсах. В КНИТУ-КАИ их разрабатывают с прошлого года, а курсы слушают тысячи людей по всей стране. Разработчики одного из онлайн-курсов о тонкостях создания проектов и как вуз поддерживает создателей курса.

Светлана Новикова, профессор кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ-КАИ, ведет курс «Компьютерное моделирование» уже шесть лет. На этом курсе студенты третьих курсов по направлениям «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника» узнают способы построения компьютерных моделей в любой предметной области — будь это конструирование летательных аппаратов или экологические проекты. При этом большая часть материала посвящена вопросам практического использования программных пакетов для построения моделей и решения задач.

От лекций в аудитории к видео в открытом поле

Когда в 2019 году ректорат КНИТУ-КАИ объявил внутри вуза конкурс на создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК), Светлана Новикова вместе со своей командой решила поучаствовать в нем.

«Я ознакомилась с другими курсами по схожей тематике: выяснилось, что каждый преподаватель фокусируется на каком-то одном разделе моделирования, тем самым сужая представление студентов о возможностях компьютерного моделирования. Поэтому я решила сделать обзорный курс: в нем имеются блоки „Аналитическое моделирование“, „Регрессионный анализ“, „Имитационное моделирование“, в конце — блоки по искусственному интеллекту и нейронным сетям. Проходя курс, студент получает широкие базовые навыки, и все это подкрепляется практическими работами, где он может изученные на лекциях модели реализовывать на практике», — рассказывает Светлана Новикова.

Всего на конкурс заявились несколько участников, и к концу 2019 года были подведены итоги. Среди победителей оказались работы по материаловедению, технологии интегральных конструкций композитов, гуманитарный курс «Личностное развитие», а также проект Светланы Новиковой. Каждый из победителей конкурса получил грант от ректора — 400 000 рублей на создание МООК.

Началась разработка программы онлайн-курса, написание сценариев видеолекций, и уже в феврале команда приступила к съемкам.

Скриншот видеолекции о построении модели по вербальному описанию

«Курс очень интересный, емкий, там много составляющих, и из-за этого он может быть очень ярко представлен. Он не монотонный, не тяжелый, в свои лекции мы вставляли игровые сюжеты: чтобы наглядно объяснить тему, мы, например, некоторые лекции снимали в ресторане, магазине, в открытом поле. Конечно, этого в аудитории не устроишь, и студентам нравится такая наглядность. Возможности, которые открываются при создании МООК, — это бесценное дополнение к очному курсу», — рассказывает Светлана Новикова.

КНИТУ-КАИ вошел в современную цифровую среду образования

В 2020 году онлайн-курс «Компьютерное моделирование» стал одним из 57 проектов, получивших грант министерства науки и высшего образования РФ в рамках нацпроекта «Образование».

Сейчас курс Светланы Новиковой и ее коллег размещен на федеральных платформах «Cовременная цифровая образовательная среда РФ» и Stepik.

Курс проходят не только студенты КНИТУ-КАИ, но также КНИТУ-КХТИ и КГАСУ. Кроме того, среди слушателей программы — студенты вузов из других регионов. Среди них — Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МГУ им. Огарева, Алтайский государственный университет и другие. Обсуждается возможность запуска программы в МИФИ и МЭИ. Всего с сентября 2020 года на курс записался 1671 слушатель (треть студентов — из других вузов), а 458 слушателей уже получили сертификаты.

Новый импульс развития электронного обучения и онлайн-образования

Нужно отметить, что применение технологий электронного обучения в классическом очном образовании в КНИТУ-КАИ началось еще в конце прошлого века. В конце 90-х профессор Юрий Кожевников создал электронный учебник по математической статистике. Как вспоминает советник по электронному образованию Галина Ившина, в то время еще не было площадок для публичного размещения, однако курс был фундаментальный — в нем было многое, что есть в МООК сегодня.

Новый этап развития электронного образования в вузе начался в 2015 году, с принятием стратегии. Сегодня в КНИТУ-КАИ активно развивается электронная информационно-образовательная среда, некоторыми компонентами которой являются:

система электронного обучения на платформе LMS Blackboard;

система электронного обучения по программам дополнительного образования КНИТУ-КАИ (LMS MOODLE);

электронные информационные и образовательные ресурсы НТБ им. Н. Г. Четаева: электронный каталог, электронно-библиотечная система КНИТУ-КАИ, внешние электронно-библиотечные системы и базы и многое другое.

Преподаватели сегодня проявляют инициативу и самостоятельно запускают онлайн-курсы. Например, в 2020 году Ринат Минязев, доцент кафедры компьютерных систем, лучший преподаватель КНИТУ-КАИ 2019 года, запустил на площадке Stepik курс «Программирование мобильных платформ», а Игорь Сидоров с физико-математического факультета, подготовил и апробировал со своими студентами онлайн-курс «Математическое моделирование вибросостояний технических систем» на той же площадке. Заметим, что в этом году преподаватели вуза разработали и разместили на площадке Stepik шесть онлайн-курсов (МООК).

По словам Светланы Новиковой, преимущество КНИТУ-КАИ в том, что университет имеет мощную научно-техническую базу и хорошую связь с промышленностью: «Мы больше заточены на развитие практических компетенций, на создание практических онлайн-курсов». Однако сотрудники вуза отмечают, что по инженерным направлениям необходимо смешанное обучение: с помощью онлайн-курса удаленно можно давать теоретическую базу, но также очень важно иметь виртуальную лабораторию.

Сейчас в КНИТУ-КАИ действуют две студии видеозаписи, студия самозаписи Jalinga TouchBoard и постпродакшн. Отдел электронных технологий в образовании под руководством проректора Алексея Лопатина прививает среди преподавателей культуру создания и применения онлайн-курсов.

Разработаны и внедрены две программы дополнительного образования в Корпоративном институте КНИТУ-КАИ, на которых преподаватели знакомятся с опытом создания и применения онлайн-курсов в обучении, сами создают по преподаваемым дисциплинам контент для своего будущего онлайн-курса. Многим опытным преподавателям, десятилетиями читавшим лекции у доски, сложно перейти на онлайн-формат, поэтому сейчас вуз помогает им освоить лучшие практики, используя методические рекомендации по созданию онлайн-курсов.

«КНИТУ-КАИ стремится развивать направление создания МООК и, конечно, одним курсом все не ограничится. Сейчас организуются курсы для самих преподавателей, чтобы они могли создавать полноценные программы с лекциями, упражнениями и видео. И сейчас наш вуз стремится создать целый блок предметов совершенно по различным направлениям, которые бы также продвигались вслед за нашим МООК», — отмечает Светлана Новикова.

Новости
20 Января 2021, 07:03

В Казани появилось 17 новых пунктов складирования снега

Семь снегоплавильных пунктов не справляются с объемом осадков.

В Казани из-за снегопадов и перегруженности снегоплавильных пунктов дополнительно организовано 17 временных пунктов складирования снега. Решение принято в связи с тем, что в условиях сильнейшего снегопада с улиц города вывозится в среднем 24 тысячи тонн снега в сутки. При этом производительность городских снегоплавильных пунктов — 7200 тонн в сутки. Чтобы техника не простаивала в ожидании возможности вывалить снег и продолжить очистку улиц, было решено организовать дополнительные пункты временного складирования снега.

По словам заместителя председателя Комитета внешнего благоустройства Альберта Ибрагимова, все места складирования снега находятся под контролем специалистов. Весной территории будут очищаться, приводиться в порядок и сдаваться экологам.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: