Светлана Новикова, профессор кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ-КАИ, ведет курс «Компьютерное моделирование» уже шесть лет. На этом курсе студенты третьих курсов по направлениям «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника» узнают способы построения компьютерных моделей в любой предметной области — будь это конструирование летательных аппаратов или экологические проекты. При этом большая часть материала посвящена вопросам практического использования программных пакетов для построения моделей и решения задач.
От лекций в аудитории к видео в открытом поле
Когда в 2019 году ректорат КНИТУ-КАИ объявил внутри вуза конкурс на создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК), Светлана Новикова вместе со своей командой решила поучаствовать в нем.
Всего на конкурс заявились несколько участников, и к концу 2019 года были подведены итоги. Среди победителей оказались работы по материаловедению, технологии интегральных конструкций композитов, гуманитарный курс «Личностное развитие», а также проект Светланы Новиковой. Каждый из победителей конкурса получил грант от ректора — 400 000 рублей на создание МООК.
Началась разработка программы онлайн-курса, написание сценариев видеолекций, и уже в феврале команда приступила к съемкам.
КНИТУ-КАИ вошел в современную цифровую среду образования
В 2020 году онлайн-курс «Компьютерное моделирование» стал одним из 57 проектов, получивших грант министерства науки и высшего образования РФ в рамках нацпроекта «Образование».
Сейчас курс Светланы Новиковой и ее коллег размещен на федеральных платформах «Cовременная цифровая образовательная среда РФ» и Stepik.
Курс проходят не только студенты КНИТУ-КАИ, но также КНИТУ-КХТИ и КГАСУ. Кроме того, среди слушателей программы — студенты вузов из других регионов. Среди них — Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МГУ им. Огарева, Алтайский государственный университет и другие. Обсуждается возможность запуска программы в МИФИ и МЭИ. Всего с сентября 2020 года на курс записался 1671 слушатель (треть студентов — из других вузов), а 458 слушателей уже получили сертификаты.
Новый импульс развития электронного обучения и онлайн-образования
Нужно отметить, что применение технологий электронного обучения в классическом очном образовании в КНИТУ-КАИ началось еще в конце прошлого века. В конце 90-х профессор Юрий Кожевников создал электронный учебник по математической статистике. Как вспоминает советник по электронному образованию Галина Ившина, в то время еще не было площадок для публичного размещения, однако курс был фундаментальный — в нем было многое, что есть в МООК сегодня.
Новый этап развития электронного образования в вузе начался в 2015 году, с принятием стратегии. Сегодня в КНИТУ-КАИ активно развивается электронная информационно-образовательная среда, некоторыми компонентами которой являются:
система электронного обучения на платформе LMS Blackboard;
система электронного обучения по программам дополнительного образования КНИТУ-КАИ (LMS MOODLE);
электронные информационные и образовательные ресурсы НТБ им. Н. Г. Четаева: электронный каталог, электронно-библиотечная система КНИТУ-КАИ, внешние электронно-библиотечные системы и базы и многое другое.
Преподаватели сегодня проявляют инициативу и самостоятельно запускают онлайн-курсы. Например, в 2020 году Ринат Минязев, доцент кафедры компьютерных систем, лучший преподаватель КНИТУ-КАИ 2019 года, запустил на площадке Stepik курс «Программирование мобильных платформ», а Игорь Сидоров с физико-математического факультета, подготовил и апробировал со своими студентами онлайн-курс «Математическое моделирование вибросостояний технических систем» на той же площадке. Заметим, что в этом году преподаватели вуза разработали и разместили на площадке Stepik шесть онлайн-курсов (МООК).
По словам Светланы Новиковой, преимущество КНИТУ-КАИ в том, что университет имеет мощную научно-техническую базу и хорошую связь с промышленностью: «Мы больше заточены на развитие практических компетенций, на создание практических онлайн-курсов». Однако сотрудники вуза отмечают, что по инженерным направлениям необходимо смешанное обучение: с помощью онлайн-курса удаленно можно давать теоретическую базу, но также очень важно иметь виртуальную лабораторию.
Сейчас в КНИТУ-КАИ действуют две студии видеозаписи, студия самозаписи Jalinga TouchBoard и постпродакшн. Отдел электронных технологий в образовании под руководством проректора Алексея Лопатина прививает среди преподавателей культуру создания и применения онлайн-курсов.
Разработаны и внедрены две программы дополнительного образования в Корпоративном институте КНИТУ-КАИ, на которых преподаватели знакомятся с опытом создания и применения онлайн-курсов в обучении, сами создают по преподаваемым дисциплинам контент для своего будущего онлайн-курса. Многим опытным преподавателям, десятилетиями читавшим лекции у доски, сложно перейти на онлайн-формат, поэтому сейчас вуз помогает им освоить лучшие практики, используя методические рекомендации по созданию онлайн-курсов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: