Мнения
24 Ноября 2025, 09:51

Слабый рубль, сильные проблемы: почему девальвация больше не помогает экспорту

Классическая экономическая аксиома о том, что ослабление национальной валюты является стимулом для экспортеров и промышленности, сегодня дает серьезный сбой. На фоне глубоких структурных изменений в российской экономике девальвация рубля все реже играет роль катализатора роста и все чаще превращается в фактор инфляционной нестабильности. Такое новое качество напрямую влияет на доходы компаний, исполнение бюджета и формирование курсовой динамики, заставляя по-новому оценивать привычные причинно-следственные связи.

Как ослабление рубля бьет по бизнесу и населению

Как отмечает Сергей Коныгин, старший экономист Инвестбанка Синара, ослабление рубля мгновенно ускоряет рост цен на импортное сырье, оборудование и товары народного потребления. Эта волна постепенно передается на все звенья внутреннего ценообразования.

Ключевым последствием становится снижение реальной покупательской способности населения, что закономерно ограничивает потребительский спрос — один из главных драйверов экономической активности.

«Для экспортеров эффект оказывается двояким: с одной стороны, рублевая выручка растет, с другой — сокращение внутреннего спроса и рост издержек на промежуточные товары снижают общий уровень рентабельности. В результате бизнес получает краткосрочную валютную выгоду, но в среднесрочной перспективе сталкивается с падением внутреннего рынка и сжатием инвестиционного цикла».

Импортные комплектующие тормозят импортозамещение: зависимость от западных технологий сохраняется

Ситуацию усугубляет сохраняющаяся зависимость даже формально отечественных производств от иностранных технологий и комплектующих. Вадим Хоменко, президент Экономического общества РТ, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент АН РТ, детально объясняет эту проблему:

«В России есть производства полного цикла. Но практически в каждом их них имеются в наличии импортные компоненты или технологии. Например, „АвтоВАЗ“ долгое время использовал технологии и комплектующие от Renault. У КамАЗа также были иностранные партнеры, в том числе Daimler. В производстве самолетов, например, такого лайнера как Сухой Superjet 100, существенная доля компонентов (двигатели, авионика и так далее) до введения санкций поставлялась иностранными компаниями, включая Safran и Thales (Франция). Этот список можно продолжать. Но ясно одно: процесс импортозамещения в части подобных комплектующих изделий, а также технологий вместе с оборудованием — процесс сложный и в ограниченные сроки не всегда достижим, даже при наличии дополнительно инвестируемых в прикладные разработки средств».

Фото: Банк России

«Восточная» же комплектация, по мнению Хоменко, не всегда удачно заменяет западную. При этом так называемый «параллельный» импорт сопряжен с дополнительной и часто достаточно крупной наценкой, что отражается на конечной себестоимости изделия и его ценовой конкурентоспособности.

«Возникают проблемы и с дальнейшей ремонтопригодностью изделий, страхованием рисков, логистикой. Зачастую рост выпуска высокотехнологичной продукции фиксируется в оборонной продукции, где доля импорта традиционно существенно ниже, чем в производстве для гражданских нужд», — напоминает экономист.

Такая ситуация сподвигает к существенным импортным закупкам высокотехнологичной продукции при параллельном высоком уровне доли сырьевого экспорта.

«Возьмем крупнейшего российского партнера Китай. Нефть, газ, уголь и нефтепродукты составляют около 70% всего российского экспорта в КНР, а машины и оборудование около 2%. И пока заметного роста последнего показателя мы не наблюдаем. В китайском же импорте в Россию картина обратная. Основную долю здесь занимает высокотехнологичная продукция смартфоны и электроника (24%), автозапчасти и автоаксессуары (12%), бытовая техника (9%), стройматериалы и электрика 8%. Готовые же автомобили ведущая позиция китайского импорта. В 2024 году китайские бренды заняли около 62% рынка новых автомобилей в России, вытесняя ушедших западных конкурентов».

фото: Дария Макеева/TatCenter.ru

Вадим Хоменко констатирует: определенное снижение в товарообороте между Китаем и Россией за первые три квартала 2025 году на 9,4% может несколько изменить итоговые годовые показатели в сравнении с 2024 годом. Это касается снижения импорта автомобилей на 68% из-за перегрева российского авторынка и вводимых изменений таможенных сборов на ввозимые импортные машины. Но основной формат и пропорции в части общего внешнеторгового оборота России и Китая при существующем уровне финансирования научных исследований и разработок в России (около 1% от ВВП при увеличении только к 2030 году до 2%) в ближайшей перспективе, вероятно, сохранятся.

Бюджет забирает сверхприбыль от девальвации

Еще одним сдерживающим фактором становится активность государства в изъятии валютной выручки. Как поясняет доктор экономических наук, профессор Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох, при ослаблении рубля правительство через налоговые инструменты стремится изъять возникающую у экспортеров сверхприбыль, связанную с динамикой курса.

«Хотя это и не снижает напрямую стимулы к экспорту, поскольку рентабельность компаний кардинально не ухудшается, подобная политика не формирует стимула к перетоку капитала в экспортные отрасли из других сегментов экономики. В то же время дополнительные поступления в бюджет позволяют власти не повышать налоговую нагрузку на другие отрасли и на граждан, что становится своего рода компромиссом», — заключает Кох.

Ослабление рубля перестало быть однозначным благом для промышленности и экспортеров. На смену простой экономической логике пришла сложная многофакторная модель, где краткосрочные валютные выгоды нивелируются инфляционным шоком, сжатием внутреннего спроса, высокой импортной зависимостью и растущим фискальным бременем.

В таких условиях девальвация все меньше стимулирует экономику, превращаясь в дестабилизирующий фактор, а ее потенциальные плюсы перераспределяются в пользу бюджета и логистических посредников, а не реального сектора. Сохраняющаяся сырьевая структура экспорта при высокой зависимости от импорта технологий, как показывает пример торговли с Китаем, оставляет российскую экономику в ловушке структурных противоречий, которые не решить одним лишь ослаблением национальной валюты.

Екатерина Слюсарева

Новости
15 Декабря 2025, 17:28

«Ростех»: SSJ-100 перевезут порядка 2,4 млн пассажиров До конца 2025 года

Речь идет о полетах по программе «Шаттл».

Самолеты SSJ-100 в этом году перевезут 2,4 млн человек по программе «Шаттл». Речь идет о перелетах между Москвой и Санкт-Петербургом. Информация об этом появилась в Телеграм-канале «Ростеха».

Сегодня в эксплуатации находится 159 самолетов SSJ-100 различных модификаций. В ближайшее время ожидаются поставки полностью импортозамещенных воздушных судов, в том числе с российскими двигателями.

Читайте также: «Бизнес в 2026 году: новые вызовы, взаимодействие с государством и пути развития».

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: