Интуитивное руководство
— Какие тренды в аквареабилитации в 2025 году вы наблюдаете как в Татарстане, так и по всей России?
— Я бы выделила три ключевых тренда. Первый — фокус на пациентах с последствиями COVID-19. Водная среда идеально подходит для их реабилитации. Например, она помогает при выраженной слабости и непереносимости физических нагрузок или постковидных миалгиях и артралгиях.
Второй тренд — активное внедрение технологий и биологической обратной связи или Biofeedback. В бассейнах появляется все больше умного оборудования — подводные беговые дорожки и велотренажеры с сенсорными экранами, системы виртуальной реальности (VR), которые проецируют изображения на дно или поверхность бассейна. Пациент, выполняя упражнения, может уворачиваться от виртуальных препятствий, что повышает мотивацию и вовлеченность, особенно в нейрореабилитации.
Третий тренд — доказательный подход и персонализация. Происходит отход от стандартных комплексов упражнений к программам, основанным на точных диагнозах и индивидуальных целях пациента. Например, в работе с детьми с ДЦП, РАС, задержками психоречевого развития (ЗПРР) наши специалисты используют не только упражнения из ЛФК, но и «переносят» в воду методы с суши: стратегии сенсорной интеграции, мозжечковой стимуляции. Мощный терапевтический эффект также показывает метод телесной терапии в воде Watsu (оздоравливающая практика, созданная Гарольдом Даллом. Сочетает в себе элементы шиатсу, массажа в воде и йоги — Прим.ред.).
— Как давно существует аквареабилитация в Казани?
— Честно говоря, я не изучала глубоко эту статистику. Мы открылись 26 мая 2020 года и точно были не первыми. Насколько я знаю, как минимум в двух бассейнах аквареабилитация уже практиковалась. Конечно, у них были свои плюсы и минусы. А вот занятия на суше, такие как ЛФК, гимнастика и массаж, существовали еще задолго до появления аквареабилитации.

— Поддерживает ли ваш бизнес городские власти или медицинское сообщество?
— Лично нас никто не поддерживает. У меня была встреча с раисом республики Рустамом Нургалиевичем Миннихановым на Дне предпринимателя. Ему понравился наш проект. Были также встречи с главами районов, но до реальных результатов дело так и не дошло. При этом многие реабилитационные центры на суше получают господдержку через гранты от Татарстана и всей России.
Наш бизнес технически сложный и мало кто хочет в это вникать. Тот же выбор помещения: мы должны открываться в отдельно стоящем здании, не на первом этаже жилых домов. Обязательны окна, электрическая мощность в здании должна быть минимум 50 киловатт, высокие потолки — не менее четырех метров и много «мокрых» точек.
Мы зарегистрировались как социальное предприятие и государство обязано выделять таким организациям 500 тыс. рублей. Мы подали заявку на этот грант, написали бизнес-план, его нам выплатили и мы успешно отчитались. Но больше мы как социальная организация не подтверждались и гранты не пишем. Это сложный и бюрократизированный процесс. Нам проще двигаться самостоятельно и зарабатывать самим. Помощь государства — это хорошо, но, скорее всего, не наш вариант.
— Как вы начинали свой профессиональный путь в этой сфере?
— Все началось с купания нашего старшего сына. Мы увидели хороший результат — ребенок не болел. Затем я прошла обучение по грудничковому и раннему плаванию в Москве и стала выезжать на дом к детям от одного месяца до трех лет, работая с ними в ваннах. Когда дети подрастали, родители спрашивали: «Анна, а куда нам дальше идти?» Так и зародилась идея создать собственный центр, которому мы могли бы доверять и своих, и чужих детей.
Когда я работала на выезде, из-за физических ограничений я проводила около 20 тренировок в неделю, не более пяти в день, с выходными в субботу и воскресенье. После открытия центра в 2020 году мы проводили 800−1000 тренировок, в 2021-м — 1200−1500. С каждым годом количество тренировок только растет. Мы уже не можем удовлетворить спрос всего города — мест для записи новых клиентов почти нет.
— Как появилась идея создать именно такой центр? Был ли это старт с нуля и какие были первые шаги?
— Это был абсолютный старт с нуля: без клиентской базы, без опыта ведения бизнеса. Я никогда в жизни не была руководителем или предпринимателем. Лицензия у нас отсутствует, так как она не обязательна для такого вида деятельности. А вот помещение и тренерский состав мы набирали с нуля. Все это время меня поддерживал муж. Мало кто из друзей и близких родственников верил в этот проект и в нас.
Я с самого начала стала относиться к каждому члену команды так, как хотела бы, чтобы относились ко мне — с пониманием и уважением, но в необходимых моментах — со строгостью. У нас в ходу и кнут, и пряник. Мне сложно объяснить, как так получилось стать хорошим управленцем без опыта. Я интуитивный руководитель.
Проверка команды и клиентов на прочность
— Какие были самые большие трудности в становлении бизнеса? (Административные, финансовые, поиск квалифицированных кадров).
— Смело могу сказать, что поначалу у нас не было трудностей. Все шло так, будто бог взял нас за руки и вел. Не было проблем ни с тренерским составом, ни с клиентами. Все складывалось идеально. Проблемы начались, когда мой партнер по бизнесу решила отнять у нас «Морских котиков». Вот тогда начались трудности и постоянное решение тех или иных проблем. Но мы со всем справились — это был отличный опыт и проверка команды и клиентов на прочность. Все закончилось наилучшим для нас образом.

— В чем заключается ваша философия «бережного плавания» и аквареабилитации?
— Каждый ребенок уникален. Мы с тренерами владеем разными техниками, постоянно проходим обучения. Но применить один и тот же метод на каждом ребенке невозможно. Поэтому мы учимся для того, чтобы не действовать по шаблону, а через знания и подбор подходящего метода бережно работать с детьми. Наша задача — не навредить, не испугать водой, а привить любовь к ней и научить плавать для безопасности самого ребенка.
Аквареабилитация — это отдельный мир любви. Там занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В них нет злости, они не могут сказать «нет». Там царит любовь, уважение, умение чувствовать ребенка и бережное отношение.
— С какими основными запросами к вам чаще всего обращаются родители?
— Научить детей плавать, убрать страх воды, общее развитие, задержки в развитии. Нормотипичных детей, которые ходят для общего развития, у нас больше. Запросов с патологиями в разы меньше. В целом, мы не ведем детальной статистики.
— Как вы работаете с детьми с особыми потребностями (РАС, ДЦП, синдром Дауна)?
— К каждому ребенку — индивидуальный подход, ведь такие дети могут быть очень разными. Не существует единой схемы работы. Все дети проходят стадию адаптации в воде. Мы собираем анамнез у родителей, узнаем их запрос и уже исходя из этого строим план тренировок.
Например, ДЦП — это очень обобщенный диагноз, у него пять уровней, и у каждого будут свои запросы. Ребенок с ДЦП 1-го уровня — самостоятельно передвигающийся, с сохранным интеллектом, а с ДЦП 5-го уровня — лежачий ребенок. Запросы на каждом уровне разные.
Если говорить о детях с расстройством аутистического спектра, то все зависит от возраста, в котором ребенок к нам пришел и его предыдущего опыта контакта с водой. Чаще всего у детей, которые приходят в раннем возрасте, период адаптации достаточно длительный. Со взрослыми детьми, у которых уже был положительный опыт, мы начинаем обучение плаванию.
— Как вы подбираете тренеров в свою команду? Какими качествами, помимо профессиональных навыков, должен обладать ваш специалист?
— Мы обращаем внимание на несколько ключевых моментов:
- Образование — педагогическое, физкультурное или медицинское.
- Опыт работы. Тренеру без опыта у нас сложно, я таких специалистов в команду не беру.
- Умение слушать и слышать. Мы следим за дисциплиной, даем обратную связь. Важно, чтобы тренер воспринимал замечания как благо и работал над собой.
- Желание развиваться, изучать что-то новое в нашей сфере.
Разделения по гендерному признаку нет — берем тех, кто подходит. Но по статистике нашего центра, это, в основном, девушки. Я рассматриваю кандидатов от 20 лет и обычно не беру тех, кто старше 40, потому что переобучить уже состоявшуюся личность тяжело. А в нашем деле важно постоянное развитие.
Тренд — бережное отношение к особенным детям
— Как вы развиваетесь и следите за трендами в аквареабилитации?
— Наши специалисты по аквареабилитации прошли все возможные курсы, как на суше, так и в воде. Мы посещали все конференции, связанные с гидрореабилитацией. Сейчас у нас в команде есть ответственный наставник — Ольга. Она следит за новыми спикерами, обучением и информирует команду.
Важный тренд — бережное отношение к особенным детям, понимание, что они имеют право на уважение. Если раньше работали по одной методике, например, по системе Игоря Чарковского, но его метод довольно жесткий и не оставляет выбора ребенку (40 ныряний за занятие), то сейчас на смену приходят гуманные подходы.
Мы обучались у Ольги Гуляевой, которая предлагает бережную работу. Все чаще с особенными детьми предлагают работать через игру и общение. Обязательно — расслабление в конце занятия по методике Watsu.
— Какую роль вы отводите родителям на занятиях? Они активные участники или наблюдатели?
— Ой, это больная тема для нас. Мы против того, чтобы родители находились в зоне бассейна во время занятий. Иногда это необходимо, например, когда у ребенка кризис. Но часто присутствие родителей мешает: ребенок начинает лениться, вредничать, искать у них защиту. К тому же, в зоне бассейна душно, когда родители стоят в одежде.

Есть родители-наблюдатели, а есть и активные, которые, заплатив деньги, пытаются взять тренировку на себя: «Греби, греби, сынок!», «Ты что балуешься? А ну тренируйся!».
— С какими страхами и стереотипами родителей относительно раннего плавания вы сталкиваетесь чаще всего? Как вы помогаете их преодолевать?
— Сейчас таких проблем все меньше. Раньше часто звучали опасения: «Ребенок захлебнется!», «Ребенок отравится (водой)!», «Ребенок простынет после занятий» или «Вода попадет в уши, будет отит».
Мы помогаем их преодолевать через спокойное и аргументированное объяснение техники безопасности, физиологии и пользы процедур.
— Что бы вы посоветовали женщинам, которые хотят начать свой бизнес, связанный с детьми, но боятся или не знают, с чего начать?
— Страх — это нормально для каждого человека. Обязательно составьте бизнес-план, хотя бы примерный: на какой доход вы рассчитываете, сколько услуг нужно оказать или товаров продать для этого в день, неделю, месяц; какими будут ваши расходы. Проанализируйте актуальность вашей ниши. Изучите конкурентов и выстройте стратегию конкуренции — только не за счет демпинга цен, а через создание уникального предложения. Дети — это хорошая ниша. Родители редко жалеют деньги на своих детей.
Екатерина Слюсарева

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: