Мнения
22 Июля 2025, 09:43

Павел Самиев: «Кредиты для МСП почти недоступны. Это опасно»

Генеральный директор «БизнесДром» Павел Самиев рассказал TatCenter о замедлении рынка кредитования малого бизнеса после периода бурного роста, влиянии высоких ставок, сокращении госпрограмм и новых вызовах для предпринимателей в 2025 году.

Кредитование малого бизнеса перестало расти уже в прошлом году, а в этом мы наблюдаем в разные месяцы то короткие всплески, то снижение, но в основном — стагнацию объемов выдач. Альтернативные рынки — лизинг, факторинг, краудлендинг и микрофинансирование — показывают схожую динамику. После нескольких лет бурного роста — торможение.

Высокие ставки — не единственная причина. В целом ужесточение риск-политик кредиторов, а также явное снижение активности госпрограмм поддержки делают финансирование для малого бизнеса существенно менее доступным.

При этом и число предпринимателей, и занятых в МСП постепенно растёт, многие предприятия вырастают в средний быстрорастущий бизнес — «газели» — и становятся технологическими лидерами в своих секторах, а государство переориентируется на поддержку «высокотеха», МТК (малых технологических компаний) и отдельных отраслей.

Динамика доступности финансирования для малого бизнеса с 2020 по 2025 год

На протяжении нескольких лет (фактически начиная с «ковидного» 2020) заметен был и большой прогресс в доступности финансирования и использовании МСП кредитного рычага. Некоторые небольшие компании даже попробовали размещать облигации, пусть небольшие выпуски и с высокой ставкой, но это была важная веха в развитии. В 2025 году, к сожалению, вряд ли позитивные тренды сохранятся — кредиты стали практически недоступны, ставки «запретительные», а госпрограммы — на минимальном уровне. Почему так, и что будет в таких условиях делать малый бизнес?

До 2020 года, до пандемии, кредитование МСП серьёзно отставало по динамике и от корпоративного сегмента, и от розничного, хотя попыток разогреть банковское финансирование малого бизнеса предпринималось очень много — на федеральном и региональном уровнях запускали десятки программ поддержки разного формата. Однако именно во время пандемии такие льготные программы сработали на полную мощность — и число субъектов МСП, использующих кредиты, резко выросло (правда, часто, что называется, «не от хорошей жизни»). Именно в тот период многие предприятия впервые воспользовались кредитами.

После 2020 года ряд локальных мер поддержки был аннулирован, но динамика рынка кредитования МСБ осталась очень хорошей: бизнес продолжил активно кредитоваться и по рыночным ставкам, и по льготным. Такая ситуация сохранялась вплоть до середины 2024 года. Однако потом кредитные ставки стали высокими даже для МСБ, сначала кредитование начало стагнировать, а к концу года — падать. Доля длинных кредитов, в том числе инвестиционных, быстро начала сокращаться, ведь здесь высокие ставки просто неприемлемы при текущей рентабельности проектов. Торговые короткие кредиты при этом падают не так сильно — там эластичность спроса по ставке не такая высокая. К сожалению, многие федеральные программы поддержки МСП сильно сократились или вовсе прекратили существование.

Генеральный директор «БизнесДром» Павел Самиев

Итоги кредитования малого бизнеса в 2024 году

К концу прошлого года портфель превысил 14,5 трлн рублей, более 650 тыс. субъектов МСП в России имели действующие кредиты от банков), что на 10% больше, чем годом ранее. Помесячный объём выдачи кредитов МСП показал положительную динамику в первом полугодии 2024, тогда как во втором тренд сменился на отрицательный. В этом году тренд вообще не прослеживается — отдельные месяцы рост, затем падение, «синусоидная» кривая динамики.

Значительная доля рынка по-прежнему сконцентрирована в Москве: 29% выдачи новых кредитов и 31% портфеля. Важно понимать, что заёмщики — представители МСБ — это компании из абсолютно разных сфер, но торговля традиционно занимает лидирующую позицию (почти треть). Специфика торговли заключается в том, что здесь используются быстро оборачиваемые кредиты, очень короткие, один-два месяца, и размер ставки здесь не играет главной роли.

Большая доля выдач приходилась на строительство, однако сейчас конъюнктура рынка изменилась, и мы наблюдаем сокращение этого сегмента, а также прогнозируем возможность здесь роста просрочки. В структуре выдачи строительные компании сместились со второго места на третье, в том числе благодаря росту доли технологических компаний, проявляющих интерес к инструментам кредитования.

Проблемы сегмента кредитования малого и среднего бизнеса

Ключевые проблемы сегмента кредитования МСБ сегодня следующие: во-первых, сами МСП проявляют сдержанный интерес к кредитам, доля не желающих брать кредит постоянно растёт и уже больше трети (данные индекса RSBI). Пока что предприятия реального сектора не видят экономического смысла кредитоваться под расширение производства, новые проекты, технологические разработки — при ставках для них 30%+ это действительно абсурдно. Но охотно размещают избыточную ликвидность в банках под 15−20% вместо того, чтобы хотя бы эти средства инвестировать в своё развитие. Тревожит и ситуация с резким ростом количества МСП с просроченным долгом.

Во-вторых, снизился интерес и экономическая целесообразность для банков в условиях высоких процентных ставок в предложении новых продуктов и льготных программ клиентам. Даже при наличии лимитов на субсидированные кредиты, банки отказываются от них, поскольку при высокой ставке получают отрицательную процентную маржу.

В-третьих, меняются приоритеты господдержки: так, действовавший ранее самостоятельный Национальный проект МСП 2014−2024 гг. теперь имеет статус федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в составе более крупного Нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

Ранее в числе показателей проекта указывали долю МСП в ВВП, количество занятых, теперь, вероятно, акцент будет на поддержке высокотехнологичного сегмента и отдельных отраслей: на рабочем совещании с губернатором Омской области министр экономического развития Максим Решетников заявил, что по поручению Президента РФ до 2030 года создадут 100 промышленных, техно- и бизнес-парков, для этого скорректируют программу с учётом реализации Нацпроекта МСП в 2014—2024 годах. Вместо популярных ранее программ «1764», ПСК и «1764+ПСК» Минэкономразвития РФ объявило в 1-ом квартале 2025 года конкурсный отбор уполномоченных банков в новую льготную программу кредитования, по которой ежегодный лимит составит 100 млрд рублей займов на инвестиционные цели, максимальная ставка для заёмщиков будет 17,5% годовых на период субсидирования кредитов при ключевой 21%, сообщил представитель Минэка. Обслуживание обязательств по займам, выданным в 2019—2024 гг., продолжится при условии неизменности их сроков и объёмов. Ставка для заёмщиков по «старым» кредитам останется прежней.

фото: corpmsp.ru

Итоги работы гарантийной системы поддержки малого бизнеса в 2024 году

Корпорация МСП подвела итоги деятельности региональных гарантийных организаций в 2024 году. Действующий портфель поручительств вырос в сравнении с 2023 годом почти на 12% и достиг 335 млрд рублей. Между тем в планы на 2025 год заложено сокращение поддержки через Национальную гарантийную систему (и пока мы видим, что даже такой консервативный план не выполняется).

Итоги 2024 года для системы гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса России оказались противоречивыми. По ряду показателей зафиксирована положительная динамика, а по другим, к сожалению, — отрицательная.

Начнём с хороших новостей. Действующий портфель поручительств всех региональных гарантийных организаций (РГО) вырос на 12% в сравнении с 2023 годом. С большим отрывом лидируют РГО из Центрального федерального округа — объём портфеля приблизился к 102 млрд рублей. Второе место — у Поволжского округа (53,2 млрд рублей). На третьем месте — Северо-Западный округ (32 млрд рублей). Положительная динамика отмечена по такому показателю, как общий размер гарантийного капитала. В сравнении с 2023 годом капитал увеличился более чем на 18% и достиг 95,2 млрд рублей.

По размеру гарантийного капитала в пятерку лидеров вошли: Москва (более 13 млрд рублей), Санкт-Петербург (около 6 млрд рублей), Свердловская область (3,4 млрд рублей), Московская область (3,2 млрд рублей), Республика Татарстан (3 млрд рублей).

Между тем по количеству поручительств и числу получателей показатели оказались ниже, чем в 2023 году. Число поручительств — более чем на 34% меньше, чем годом ранее. Количество получателей снизилось более чем на 31%.

По количеству выданных поручительств по состоянию на 31 декабря 2024 года в пятерку лидеров вошли: Москва (1,94 тыс.), Свердловская область (1,91 тыс.), Ростовская область (1,1 тыс.); у Московской области и Республики Татарстан менее 900.

Роль микрофинансовых организаций в поддержке малого бизнеса в 2024 году

Всего же, если учитывать и государственные МФО, то в прошлом году предприятия малого и среднего бизнеса привлекли около 450 млрд рублей. Как отметили в Министерстве экономического развития, через МФО малый бизнес получил 26 тыс. займов на сумму более 56 млрд рублей. Средняя ставка по таким займам в 2024 году составила 7,4% — это более чем в два раза ниже среднегодовой ключевой ставки.

В министерстве отметили, что равный доступ к финансовым инструментам обеспечивается также за счёт географической доступности. Речь идёт о том, что финансовая поддержка равномерно распределяется по регионам в зависимости от количества МСП в субъекте страны.

В Корпорации МСП также сообщили, что по итогам 2024 года средний размер поручительства достиг 7,62 млн рублей (7,3 млн рублей — в 2023-м). Средний размер финансирования — 22,86 млн рублей (16,5 млн рублей). Средний срок поручительства — 3,3 года. Средневзвешенная ставка финансирования составила 19,11%.

Перспективы развития кредитования малого бизнеса в 2025 году

Указанные выше обстоятельства могут негативно отразиться на МСБ — довольно уязвимом сегменте, для которого вопросы софинансирования и других мер поддержки крайне важны. Вообще программы поддержки кредитования у нас парадоксально процикличны: когда ставки были невысоки, ДКП мягкой — программы вышли на максимум по объёмам. Сейчас, в период высоких ставок, когда они так нужны — их даже не могут перезапустить вовремя.

Пауза в программах льготного финансирования затянулась, нужен быстрый запуск мощных программ с широким отраслевым составом адресатов. И, конечно, бизнес ожидает изменения решений регулятора в отношении высокой ключевой ставки, которая не только не снижает инфляцию, но уже и сама разгоняет ее.

Новости
05 Декабря 2025, 09:56

Градостроительные полномочия Челнов перейдут в Минстрой РТ С 2026 года

В планах создать отдел развития Набережночелнинской агломерации.

Минстрой Татарстана получит градостроительные полномочия в Набережных Челнах со следующего года. В городе появится отдел развития Набережночелнинской агломерации. Он будет находиться в здании исполкома.

Информацию об этом сообщили в пресс-службе министерства. В прошлом году такие полномочия местных властей, кроме Казани и Челнов, передали в минстрой РТ. В перечне обязанностей министерства, в том числе — подготовка и утверждение генплана, документов планирования и градостроительного зонирования.

Читайте также: «Рынок недвижимости Казани 2025: ставки, семейная ипотека и реальные перспективы».

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: