Мнения
22 Июля 2024, 08:08

«Если я не сплю в коробке под мостом — это не факап, это опыт»

Как одеться на встречу с турецкими партнерами, к кому прислушаться, выбирая новое направление для бизнеса, и почему предпринимательство — это тяжелая атлетика? Производитель протеиновых десертов, основательница безлимитного фитнес-абонемента и владелица бренда косметики рассказали о своих провалах в бизнесе.

«Турция казалась нам ближе, потому что мы все там были в отелях»

В 2019 году Антон Заикин и Сергей Кофейников начали развивать производство протеиновых десертов без сахара FitnesShock. Меньше чем за три года со старта продаж, благодаря работе с крупными блогерами, предприниматели смогли выйти на выручку почти в один млрд рублей. А после закрытия границ партнеры решили искать свои выходы за рубеж.

«Мы приняли решение запустить производство вне России и анализировали рынок Сербии, Арабских Эмиратов и Турции. Турция казалась нам ближе, потому что мы все там были в отелях», — рассказывает Кофейников.

Партнеры столкнулись с местным подходом к ведению бизнеса в Турции: если в российском банке расчетный счет можно открыть за считанные минуты, то турецкие банкиры могут потратить на это целый месяц, постоянно передавая задачу разным менеджерам. Для экономии на выплате налогов Кофейников и Заикин решили открывать бизнес в турецкой свободной экономической зоне. Попытки попасть туда заняли три месяца и ничем не закончились. После этого один из местных менеджеров посоветовал российским бизнесменам одеться по-другому. Смена одежды на более формальный стиль, действительно помогла запустить производство батончиков на территории СЭЗ.

После старта и найма персонала оказалось, что международные продажи FitnesShock росли не с той скоростью, что ожидалась. При этом затраты из бизнес-плана исполнялись с абсолютной точностью. В мае 2023 года компания оказалась в точке, когда до окупаемости предстояло еще два года интенсивной работы, а инвестиции в бизнес должны превышать несколько миллионов. При этом, фокус на турецкой части бизнеса сказался на его российской части — доходность стала проседать. В итоге предприниматели приняли очень непростое решение — закрыть турецкий бизнес.

«Это было больно. Мы потеряли время, фокус, деньги. Мотивацию не потеряли! Наоборот, захотелось в России продолжать бизнес, захотелось вернуться в знакомую родную среду, где все понятно. Мы стали реактивной компанией. Никаких прогнозов: когда мир изменится, мы под него подстроимся. Возможно, я в будущем изменю свое мнение».

Кофейников в качестве личной мотивации для дальнейшей работы называет большую цель. Например, планы заниматься именно этим видом бизнеса в течение следующих 15 лет. В течение этого периода могут быть проблемы, отклонения от курса, но стратегическое направление останется неизменным. Поэтому, временные неудачи на фоне длинного 15-летнего пути будут выглядеть менее значительными.

«Был четкий посыл: „Не пробовал, но осуждаю“»

Александра Герасимова запустила альтернативу обычным фитнес-абонементам — безлимитный абонемент, объединяющий разные клубы, студии красоты и бассейны, когда сама решила всерьез заняться спортом. За четыре года работы Fitmost ежемесячно продавал до 5000 абонементов в 1500 студий в 11 городах, а в пандемию смог переориентироваться и уйти в онлайн.

Одним из самых серьезных факапов Александра считает вложение одного млн долларов инвестиций в приложение с записью на детские активности.

«Когда я запускала Fitmost, практически никто не верил в успешность этого бизнеса, многие меня отговаривали. И еще долго критиковали мою идею. Был четкий посыл: «Не пробовал, но осуждаю».

Совсем другая ситуация была с Kidmost. Это площадка почти с таким же функционалом, но для детских активностей. Вообще ни один человек не сказал мне, что это плохая задумка. Все говорили: «Это обязательно полетит»".

По словам Герасимовой, было большой ошибкой идти на поводу у мнения окружающих и необдуманно вкладывать средства. Через два года новое направление пришлось закрыть, потому что случился ряд ошибок: запуск нового направления, на фоне первых этапов роста основного вида бизнеса; разделение команд; отсутствие глубокого анализа клиентского поведения. Оказалось, что при выборе спортивных занятий для детей, пользователи меняют свои привычки и предпочтения. Люди, которые хотят записаться «на ноготочки», и те, кто хочет записать своего ребенка в спортивную секцию, — совершенно разные, как и их пути пользователя, подход к выбору продукта и предпочтения.

«После этого провала я стараюсь больше не терять фокус и не терять понимание того, что мы делаем, зачем мы делаем и как это отразится на компании в целом».

Пандемийные период изменил бизнес Герасимовой. По ее словам, спасая бизнес от банкротства, пришлось изменить процессы и продукты. В этот момент Александру замотивировала новость о продаже Ричардом Брэнсоном собственного острова для спасения авиакомпании. Это стало ключом к пониманию, что успех — временная вещь. «Никогда нельзя поставить точку и сказать «Все, я успешен», — рассуждает основательница Fitmost.

«Да, я потеряла деньги и расстроилась, но это научило меня быть аккуратнее»

Надежного партнера по бизнесу и соосновательницу бренда Superbanka Мария Командная нашла в социальных сетях. Все началось с поста: «Друзья, есть ли у кого-то знакомые косметические химики?». За 20 минут разговора с Катериной Карповой Мария поняла, что они единомышленницы. Уже на следующий день Катерина прислала фотографии из лаборатории: она сварила ту самую зеленую помаду, которая сейчас стала хитом продаж. Никаких договоренностей не было — ей просто стало интересно попробовать решить эту задачку. Тогда и стало ясно, что девушкам по пути.

Командная признается, что ситуации, которые не приводят к тому, что предприниматель оказывается «в коробке под мостом», стоит расценивать не как провал, а как опыт. У предпринимателя каждый день случаются истории, которые требуют волевых решений.

«У нас было несколько коллабораций, но партнеры не выполнили свои обязательства и мы теряли сотни тысяч рублей. Да, я потеряла деньги и расстроилась, но это научило меня аккуратнее относиться к выбору партнеров, уделять должное внимание к составлению договоров, закреплению обязательств».

Командная приводит пример с поиском флакона для своего топового продукта — зеленой помады. Имеющийся поставщик не может предоставить компании подходящую упаковку и дефицит сохранится еще на горизонте 3−4 месяцев, поскольку на производстве нет подходящей формы для отливки. А новый поставщик, с которым уже была предварительная договоренность, сообщил, что тот молд, что есть на фабрике, оказался бракованным. Теперь компания снова находится в поиске поставщиков.

«Это просто часть нашей жизни. Я бы сравнила предпринимательство с тяжелой атлетикой, — говорит Мария Командная, — Мы все время эту ношу поднимаем-поднимаем. Вот, вроде, подняли, а уже пришло время следующей попытки: плюс 20 килограммов. Если на старте тебе нужно 100−200 тысяч рублей и ты думаешь, где бы их найти, то проходит пять лет и вот тебе уже нужно 20 миллионов. А в целом, проблемы у бизнеса те же самые, только масштаб другой».

Колонка написана по материалам выступления на Бизнес-Фесте в Казани.

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Новости
16 Сентября 2024, 15:48

На монтаж освещения корпуса казанского университета выделят ₽14 млн

Работы будут проводиться по улице Красносельской, 51.

На установку архитектурной подсветки фасада учебного корпуса «В» Казанского государственного энергетического университета планируется потратить 14 млн рублей. Эти данные размещены в тендере на сайте госзакупок.

Проект включает установку светодиодных светильников, источников питания на фасаде, пусконаладочные работы и другие мероприятия. Заказчиком выступает КГЭУ. Внебюджетные средства указаны как источник финансирования закупки. Работы будут проводиться по улице Красносельской, 51.

Напомним, КНИТУ-КХТИ получит 115 млн рублей на повышение зарплат преподавателей от минобрнауки РФ.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: