МВД России сообщает о ежегодном росте количества мошеннических преступлений, связанных с переводом денежных средств в пользу физических лиц. С 2020 по 2021 год количество таких преступлений увеличилось на 100%. В ответ на это возникли коммерческие сервисы, помогающие снизить риск стать жертвой мошенничества. Мы решили пообщаться с одним из таких проектов, резидентами IT-парка в Челнах и Иннополиса, сервисом Getscam.
— В чем суть проекта? Почему возникла на рынке потребность в нем?
Если коротко, то Getscam — это метапоисковик и сервис проверки физлиц на мошенничество по номеру телефона. Сервис позиционирует себя как Автотека, только вместо регистрационных номеров авто используются телефонные номера.
Getscam — это логичное продолжение нашего прошлого удачного проекта — онлайн сервиса Cosmovisa, где мы помогали возвращать деньги клиентам после мошенничества с помощью банковской процедуры чарджбэка. Ежегодно мы наблюдали динамику: существенное количество пользователей переводили деньги физлицам по номеру телефона. Вот тут и возникла идея. Мы всегда хотели создать превентивный способ защиты, то есть помогать не только в момент обнаружения проблемы, а создать условия, при которых перевод будет нежелателен.
Проект Cosmovisa, к сведению, был включен в список «Топ 20 лучших финтех решений России по версии Visa» в 2021, а также является резидентом Сколково. В конце 2021 сервис Cosmovisa был продан компании ЕЮС, дочерней структуре VTB Capital. После продажи доли мы направили наши усилия на разработку нового проекта, если Cosmovisa это пост инструмент борьбы с мошенничеством, то Getscam это превентивное решение, которое позволяет еще до взаимодействия с контрагентом найти «красные флажки» и прервать сомнительную сделку. Getscam сконцентрирован именно на номерах мобильных телефонах, так как мобильный номер — это первичный идентификатор взаимодействия с жертвой. И именно по нему можно начать выстраивать аффилированные цепочки информации, которые приведут к тем самым «красным флажкам».
Разработанный нами робот-краулер тщательно ищет информацию в открытых источниках: отзывы в соцсетях и форумах, теги, комментарии, долги и исполнительные производства, судебные дела, розыски и другую важнейшую информацию. Искусственный интеллект помогает нам обработать эти данные и предоставить клиенту в виде отчета с итоговым рейтингом и рекомендациями.
— Есть ли кейсы использования продукта?
Рынок применения продукта крайне широк и охватывает практически весь спектр P2P и С2С платежей. Нас часто используют покупатели на авито, которые увидели дешевый товар и их смущает низкая цена. Покупатели хотят понимать, кто стоит за этим объявлением. Также много пользователей, которые сдают квартиры в аренду и хотят знать, кого они впускают.
Часто мы не знаем кому хотим перевести деньги и сейчас есть доступный метод проверки номера телефона. Также нашим сервисом активно пользуются пользователи фриланс бирж и разноформатных классифайд площадок.
— Планируется ли интеграция в более крупные бизнес-системы, чтобы клиента на лету могли проверять номера?
Как и в прошлом бизнесе изначально мы много тестировали нашу бизнес модель на B2C рынке, чтобы выйти на рынок корпоратов в максимально подготовленном виде. Тогда благодаря интеграции с крупными бизнесами (ВТБ, Теле2, Альфа, Почта банк) нам удалось резко нарастить количество клиентов и выручку. Здесь мы планируем аналогичную модель. Нам интересны интеграции с банками, МФО, площадками объявлений и сотовыми операторами.
— Планируется ли выход на международный рынок?
В данный момент мы сосредоточены на Российском рынке. Можно развиваться как в глубь, улучшая продукт, так и вширь, создавать новые сервисы на основе имеющихся данных.
Партнерский материал
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: