Библиотека
18 Ноября 2022, 08:00

В чем разница между нормальной эксплуатацией и мозгоклюйством

Максимально полный путеводитель по профессии российского project-менеджера. В нем Владимир Завертайлов рассказывает, как управлять собственным digital-производством и грамотно руководить проектом, заказывая digital-услуги на стороне. TatCenter и «Бомбора» публикуют отрывок из книги Владимира Завертайлова «Настольная книга project-менеджера. Что нужно знать, чтобы управлять IT, digital и другими проектами с учетом российских реалий».

Итак. Слабые руководители не готовы проявлять требовательность. Испытывают дискомфорт или моральные муки из-за того, что им приходится заставлять коллег дело делать. Выражаться это может по-разному: от состояния «верните меня обратно с управленческой должности на линейную» до высказывания: «А я не хочу быть объектом эксплуатации и не хочу эксплуатировать!»

Гадость в том, что вас никто не спрашивает — хотите вы или нет. Вы либо командуете, либо подчиняетесь. Других вариантов не существует.

Мы как руководители заинтересованы, чтобы сотрудник оставался с нами как можно дольше и работал как можно продуктивнее

Нужно еще и понимать, кем вы управляете. В диджитале это — айтишники: дизайнеры и программисты. А они, как правило, люди сытые. Сытыми управлять сложнее, чем голодными — приходится дополнительно напрягаться, ведь рублем их вряд ли замотивируешь (чем мотивировать — так сразу и не скажешь). Это люди умные, часто — с системным мышлением, и их задурить не получится. А вот с их стороны вы постоянно будете испытывать подколки и попытки проверить вашу власть на прочность. Кроме того, каждый из них — личность, каждый требует индивидуального подхода и по-разному реагирует на одни и те же слова и задачи.

Руководителям digital-проектов вообще выпала доля иметь дело с наиболее трудно управляемой категорией людей: сытыми, умными, творческими индивидуалистами, у которых свое на уме и к которым порой нет физического доступа (удаленка рулит?). Но даже если вы рядом, посмотреть глаза в глаза и поговорить один на один зачастую трудно. Просто потому, что интроверты прячут взгляд и не любят подобного рода разговоров. Короче — сложно.

Задача менеджера — использовать потенциал, интеллект, время и ресурсы этих людей во благо своих проектов, и делать это грамотно.

Грамотный руководитель должен понимать интересы сотрудника, его характер, мотивацию, знать его тактико-технические характеристики (хотя бы на уровне карт компетенций), уважать его свободу воли. В общем, знать и учитывать особенности при постановке задач и ведении проектов.

Нормальная эксплуатация

своевременное планирование;

грамотная настройка: постановка задач и целей;

мониторинг и контроль;

обратная связь;

четкие границы допустимого (зеленая, желтая и красная зоны);

системное сервисное обслуживание.

Диапазон допустимых режимов эксплуатации часто зависит от целей организации. Есть разница, когда компания работает ради денег здесь и сейчас, или когда она планирует зарабатывать и в будущем. Есть разница в ценностях компании: важно ли, чтобы сотрудники были счастливы, или этот параметр желателен (иногда и вовсе необязателен). Есть разница и в выпускаемом продукте — он рядовой (как туалетная бумага «Обычная») или им хочется гордиться?

Это те параметры, которые в западной литературе задаются в документах с громкими названиями «миссия» или «ценности компании». Сама идея таких документов — неплохая, но глупые шарлатаны ее окончательно испортили.

Мозгоклюйство

Наверное, каждый хоть раз ощущал на себе разницу, когда к нему отнеслись требовательно, но справедливо, а когда занимались мозгоклюйством? К сожалению, эту разницу не так-то просто формализовать. Если клиент говорит: «Сделайте мне сайт, как у Apple», как понять, это нормальное требование или мозгоклюйство. Вполне возможно, что нормальное, ведь допустимо, если мы в самом начале плохо представляем конечный результат. Ненормально, если мы не готовы тратить и выделять достаточное количество ресурсов исполнителю на поиск решения, зато готовы выделять бесконечное число яда для критики результата и личности исполнителя.

Причем, ресурсы — это не только деньги. Это и время, знания, навыки. Это конкретизация задачи, то есть готовность того человека, который ставил задачу, погрузиться в проект, потратить свое время на брейнштормы, обсуждения требований и обратную связь. Когда мы требуем от исполнителя «сделай то, не знаю что» или хотим, смутно понимая результат и не обсуждая конкретику, без экспериментов и права на ошибки, чтобы тот сам догадался, каким должен быть результат и как его достичь, — это уже не требовательность, а мозгоклюйство.

Мозгоклюйство — это требовательность без предоставления необходимых конкретному исполнителю ресурсов.

Работа в потоке

Естественное состояние человека — расслабленное. Так задумано природой. Экономим энергию или, как говорит Макс Дорофеев, — мыслетопливо. И, если нас никто не напрягает, ничего не требует — мы на расслабоне: сделать что-нибудь не против, но так, чтобы это было интересненько и не слишком напряжно. Мороженку скушать, киношку посмотреть, новую программку потыкать.

Мозг легко заинтересовывается любой фигней, даже работой. Вы когда-нибудь читали за завтраком этикетки, например, от сока? Зачем? Непонятно, но очень интересно. А если еще и на казахском…

Поэтому задача менеджера — создать такую ситуацию или атмосферу, при которой человеку будет проще начать выполнять дело, чем разруливать последствия — «почему не начал?». Но опять же. Мы управляем умными, творческими людьми. И минут через 15−30 работы они входят в состояние потока. Это когда ты сконцентрирован, мир вокруг как бы перестает существовать, тебя прет и хочется работать, работать и работать. Это супер-продуктивное состояние, результативность выше в десятки раз.

Помните, когда вы до ночи засиживались за делом или за игрой? Время течет незаметно, а все, что вы делаете, — доставляет удовольствие. Усталость не чувствуется, а если чувствуется — это «добрая» усталость, как после пробежки. Вот в этом блаженном состоянии программисты и дизайнеры кайфуют от работы.

Чтобы попасть в поток, нужно минут 15 или больше сосредоточенно заниматься делом (позже рассмотрим технику Помодоро). Из потока легко вылететь — достаточно, чтобы дернули по мелочи. Сосед задал дурацкий вопрос, например. Вы чертыхаетесь, полчаса продуктивной работы летит в корзину, а с ними и хорошее настроение.

Посчитайте, сколько раз вас нужно дернуть за день, чтобы вы задолбались, стали злым и раздражительным, но ничего толком не сделали? Вот поэтому я запрещаю дергать ребят без экстренных причин (по экстренным все же можно, только для начала мысленно сравните выгоду от «дернуть» и полчаса времени в утиль, а также готовьтесь обосновать экстренность) и прошу вырубить всплывающие уведомлялки чатиков.

Менеджеры в таком состоянии пребывают редко — нас слишком часто пытаются поюзать (коллеги, клиенты, чатики, почта). Учитесь закрываться. А для этого нужны такие правила игры, когда менеджер тоже может работать в потоке, и дергать его запрещено. Клиентам это, кстати, очень не нравится: нас приучили к мгновенным ответам. Нам кажется, что-то, на чем мы сфокусированы в данный момент, и есть «самое важное», и если на наше «самое важное» не реагируют — мы либо теряем его из фокуса, переключаясь на другое «самое важное», либо раздражаемся. Стоит ли говорить, что через пару часов «самое важное» зачастую превращается в пустяк? Предварительный вывод: чатики — зло для продуктивности (про голосовые сообщения вообще
молчу).

Чатики — зло для продуктивности.

Ну да ладно. Допустим, вы попали в состояние потока. Знаете свою цель, вам — хорошо, и хочется работать еще и еще.

И здесь появляется риск ухода в перфекционизм. Человек может начать полировать код. Вылизывать пиксели. Долго размышлять об архитектуре. Или по три дня к ряду подбирать наилучший оттенок
фиолетового. Тут экономика не сходится.

Менеджерская задача — держать человека в этой зеленой зоне графика, где ему интереснее сделать, чем не делать, и при этом вовремя забирать результат. То есть, обеспечить и интерес сотрудника к делу, и рентабельность его работы.

Для этого мы должны грамотно планировать его задачи и следить —интересно ли сотруднику, или он заскучал. Давать обратную связь, отдых, обучение. Словом, сервисное обслуживание. Можно ли тут сэкономить? Угу. Кратковременно добьетесь всплеска результативности, но в итоге получите текучку талантливых кадров, жуткую нагрузку на кадровый отдел и хреновую репутацию. А вместе с этим в долгосрочной перспективе — кратное увеличение себестоимости проектов.

Форсаж

Можно ли использовать людей в режиме форсажа? Ответ — да, можно. К форсажу можно прибегать, если этого требует дело, и если результат главнее последствий и выгорания людей. При этом вы должны понимать, что усталость, ошибки, демотивация возрастают. Но для понятной и великой цели, которую ЧЕТКО объяснили, и указали сроки, когда форсаж закончится, форсаж допустим и иногда даже полезен. Этакая встряска для организма.

В digital-компаниях рекомендую пару раз в год проводить хакатоны или делать внутренние фановые проекты. Но допустимость форсажа— это не повод устраивать в компании вечную «сессию». Никто не призывает эксплуатировать людей на износ. Но, опять же, всякое бывает.

Книга «Настольная книга project-менеджера. Что нужно знать, чтобы управлять IT, digital и другими проектами с учетом российских реалий»
Издательство «Бомбора»

Отрывок из книги предоставлен издательством «Бомбора»
Книга в продаже на book.24.ru
Больше книг — в Библиотеке TatCenter

Новости
26 Декабря 2024, 19:42

«Татнефть» направит на выплату дивидендов ₽129,3 млрд За девять месяцев 2024 года

Это 75% чистой прибыли компании по РСБУ.

Акционеры «Татнефти» утвердили дивиденды за третий квартал 2023 года в размере 17,39 рубля на акцию, то есть общая сумма выплат составит 40,4 млрд рублей. Об этом говорится на сайте раскрытия информации.

Совет директоров компании планирует направить на дивиденды за девять месяцев 129,3 млрд рублей или 55,59 рубля на акцию. Это составляет 75% от чистой прибыли компании согласно РСБУ.

Ранее TatCenter писал, что поступление налога на прибыль от «Татнефти» снизится на 15 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: