На фоне развивающегося конфликта со странами Запада, Россия уже после событий 2014 года начала готовится жить по-новому: сырьевые компании повернулись в сторону Юго-Восточной Азии как перспективного рынка сбыта своей продукции, а государство активно продвигало идеи импортозамещения по всему спектру товаров и услуг, которые до этого спокойно приобретались за рубежом. Начало «специальной военной операции» и введенные из-за нее санкции и контрсанкции резко ускорили этот процесс. Есть несколько ключевых вводных, с которыми придется всему российскому бизнесу существовать в обозримом будущем:
доступ к экспортным рынкам находится под риском санкционных ограничений,
зависимость от импорта, особенно высокотехнологической продукции, является точкой уязвимости для бизнеса,
доступ к внешнему финансированию перекрыт.
В результате, чтобы сделать экономику менее уязвимой и обеспечить ее рост, правительство и бизнес должны перестроить стратегию, а инвесторы — свой инвестиционный портфель.
Мощные добывающие и перерабатывающие предприятия в нефтегазовом секторе, металлургии и других отраслях, построенные еще во времена СССР, и ставшие публичными во время приватизации 90-х годов, и по сей день составляют основу российского фондового рынка. Их доля в капитализации индекса «МосБиржи» составляет — 78%!
Традиционно вложения в акции сырьевых компаний делаются, чтобы защитить свои сбережения от базовой инфляции и получать текущий доход в виде дивидендов. Но в условиях санкционных ограничений, компаниям придется инвестировать больше в вертикальную интеграцию, (производство конечной продукции), обеспечения себя определенным технологическими решениями, от которых зависит бесперебойное функционирование бизнеса и его развитие.
Кроме того, совершенно нет уверенности, что в будущем доходы сырьевых компаний не упадут. Таким образом, дивиденды находятся под риском с двух сторон. Инвесторам же предстоит пересмотреть своё отношение к сырьевым экспортерам, чьи акции казались ранее гарантией надежности и стабильности вложений.
С середины 2000-х на российский фондовый рынок начали выходить с первичными размещениями (IPO) компании нового типа, созданные «с нуля» частными предпринимателями. Такие компании преимущественно производят продукцию и оказывают услуги, ориентированные на конечного российского потребителя. Именно они должны взять на себя нагрузку по импортозамещению, а фондовый рынок должен стать для них возможностью привлечь капитал для развития. При этом через процедуру IPO прошли еще только единицы. К слову сказать, только 15 из 42 акций компаний, входящих в расчет основного индекса «МосБиржи», не базируются на активах советского периода и созданы без участия государства. Большинство таких компаний пока остаются в частных руках ограниченной группы начальных инвесторов и менеджмента.
Что нужно для того, чтобы механизм фондового рынка более активно заработал на благо экономики? Необходимо вернуть в него веру частных инвесторов, дать им понимание, что государство заинтересовано в работе фондового рынка как механизма, обеспечивающего эффективное перераспределение капитала.
Пока решения, принимаемые государством, больше внимания уделяют мобилизации и борьбе, чем планомерному развитию экономики. К примеру, инициативы, ограничивающие зарубежных инвесторов в тех или иных правах, не менее болезненно бьют и по российским владельцам активов. Поскольку многие ведущие бизнес в России компании зарегистрированы за рубежом, а их акции торгуются на «МосБирже» в форме депозитарных расписок.
Одним из важных компонентов стабилизации на фондовом рынке является стоимость денег, база для которой определяется ключевой ставкой, устанавливаемой Банком России. Сейчас она составляет 9,5% годовых. Очевидно, что ставка будет снижаться по мере того, как позволят инфляционные ожидания. Это, с одной стороны, поможет снизить стоимость заемных средств для бизнеса и потребителей, расширив их финансовые возможности, с другой стороны, стимулирует переток средств вкладчиков из депозитов и долговых инструментов в пользу рынка акций. Но для полноценного восстановления фондового рынка этого будет недостаточно.
Тут в игру вступает вторая по важности компонента — премия за риск акций (насколько инвесторы в акции хотят зарабатывать больше инвесторов в надежные государственные облигации). Сейчас она находится на запредельно высоком уровне в 20−25%. Нормальный уровень для российских активов — около 10%. Очевидно, что для снижения премии за риск необходимо как минимум, чтобы конфликт России и западных стран шел на спад, а не по пути эскалации. Еще желательно, чтобы для развития бизнеса была обеспечена комфортная регуляторная среда. Если пойти по пути решения этих проблем, то уже через 1−2 года капитализация обращающихся на рынке компаний вырастет, вернутся первичные размещения.
Руководитель управления анализа рынков «Открытие Инвестиции»
Антон Затолокин
Колонка написана по материалам выступления на круглом столе
«Финансовый рынок и экономический кризиз-2022»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: