— Ильдар Рустамович, в 2021 году дивизиону «Система-Сервис» удалось нарастить выручку почти на 30%. И это с учетом непростой рыночной ситуации. За счет чего получилось вырасти?
— Ситуация на рынке нефтегазового сервиса действительно непростая на протяжении последних нескольких лет. В 2021 году выручка дивизиона «Система-Сервис» составила 8,6 млрд рублей. Мы сфокусировались на расширении географии деятельности, разработке новых продуктов и повышении производительности труда. В этом наша стратегия и она приносит результат: в прошедшем году мы заработали на 28% больше по сравнению с 2020-м.
— Основной объем работ — в Татарстане?
— Нет. Сегодня продукцией и услугами нашего дивизиона пользуются более 200 заказчиков в 15 регионах России, а также в странах СНГ. Мы активно участвуем в выставочной деятельности, презентуем наши технологии и экспертизу в рамках научных конференций и форумов. Участие в подобных мероприятиях позволяет изучать конъюнктуру рынка, искать новых заказчиков, повышать конкурентоспособность и продвигать бренд. Выручка за пределами республики в прошлом году превысила 3,3 млрд рублей, за год по этому показателю мы выросли на 64%.
— В каких регионах сейчас идет наиболее активная работа?
— «Система-Сервис» везде работает активно. И эффективно. Выделю, пожалуй, проекты в Западной Сибири. Сейчас это один из ключевых регионов работ для наших специалистов. По прокату установок электроприводного центробежного насоса (УЭЦН) мы обслуживаем там более 800 скважин заказчиков. Для этого запустили в городе Радужный производственную базу с полным циклом ремонта погружного и наземного оборудования.
— К слову о нефтепромысловом оборудовании, какое особенно востребовано у заказчиков?
— Качественное. Если говорить про текущих заказчиков, у нас основные объемы выпуска приходятся на насосное оборудование УЭЦН и нефтепогружной кабель.
— Новинки есть?
— Конечно. К примеру, новый тип электроцентробежного насоса пакетной схемы сборки 0515ЭЦНКИ5А-160М1. Это собственная разработка нашей дочерней компании «РИНПО», которая длилась два года в рамках проведения НИОКР. В числе основных преимуществ такого насоса — повышенная износостойкость, он предназначен для более агрессивных сред эксплуатации в скважинах с большим количеством механических примесей в пластовой жидкости.
Также мы вывели на рынок новое оборудование для проведения операций по зарезке боковых стволов на скважинах малого диаметра (СМД). Строительство СМД — одна из наиболее эффективных технологий повышения нефтеотдачи. На нее приходится около 75% объемов бурения. Затраты при строительстве СМД в отличие от традиционного диаметра снижаются примерно на треть. Ключевой недостаток СМД — сложность ремонта, в частности, зарезки боковых стволов. Наше новое оборудование позволяет решить эту задачу для заказчиков. Среди новинок, в частности, оконный фрезер диаметром 95 мм, клин-отклонитель с углом атаки фрезы 1,5 градуса для скважин малого диаметра, долото диаметром 95 мм для бурения ствола.
И отмечу одну из последних наших разработок — вентильный электродвигатель с высоким классом энергоэффективности 4ВЭДТ40−117−3.0.
— Для рационального использования ресурсов на объектах заказчиков?
— Верно. Ключевой эффект — снижение потребления электроэнергии на объектах нефтедобывающих компаний. В 2021 году ВЭД успешно прошел опытно-промысловые испытания. Вот пример: применяя, электродвигатели мощностью 40 кВт и длиной кабельной линии 2000 м, потребление удается сократить на 13% или 7,5 кВт.
Коэффициент полезного действия ВЭД достигает 92,5% против 85% у асинхронного погружного электрического двигателя. Также в числе преимуществ использования ВЭД — широкий рабочий диапазон частот вращения и высокая стойкость к перегрузке по моменту.
— Ильдар Рустамович, помимо расширения производства нефтепромыслового оборудования, какие еще направления бизнеса развиваете?
— В целом, видим растущий спрос на услуги интегрированного сервиса при бурении скважин — активно развиваемся здесь, в 2021-м у нас общая проходка составила 184 тыс. метров. Основные заказчики — нефтяные компании из Удмуртии, Самарской и Оренбургской областей.
Ну, и, конечно, производство кабельно-проводниковой продукции. В структуре нашего дивизиона работает специализированный завод «Татнефть-Кабель» — производим нефтепогружной кабель, эмальпровод, обмоточный провод и другую продукцию, востребованную у добывающих компаний. В целом для наших заказчиков, в 2021 году мы выпустили более 6 тыс. км кабеля для электропогружных насосов.
— В марте в Москве запланирована 20-я международная выставка кабельно-проводниковой продукции Cabex. «Система-Сервис», знаю, традиционно примет участие в форуме. Какие новинки презентуете заказчикам и посетителям стенда?
— Одна из новинок — кабель в общей оболочке без брони. Он изготовлен из полимерных материалов, а не из стали. Благодаря этому снижается его себестоимость, а сам кабель можно использовать в скважинах с агрессивной жидкостью, поскольку он не подвержен коррозии. И еще два плюса новой разработки: небольшой вес и надежность. Использование такого кабеля на объектах увеличивает наработку оборудования, значительно снижает эксплуатационные затраты и стоимость владения.
С нашей кабельно-проводниковой продукцией можно будет ознакомиться вживую на стенде дивизиона А603. Новинок много, есть о чем рассказать.
В целом, отмечу: «Система-Сервис» активно растет на конкурентном рынке, мы развиваем производство и постоянно совершенствуем выпускаемое оборудование, а наши специалисты готовы к реализации сложных проектов заказчиков, направленных на снижение эксплуатационных затрат.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: