Обзоры и мониторинги
20 Января 2022, 08:00

Кредитные истории 2022: что нового

Кредиторы начали рейтинговать заемщиков по стандартной шкале. Однако наличие высокой или очень высокой степени кредитоспособности по индивидуальному рейтингу не гарантирует получение одобрения по кредиту во всех банках.

В России с 2022 года начали действовать единые подходы к расчету квалифицированными бюро кредитных историй индивидуального рейтинга заемщика — стандартная шкала рейтинга от 1 до 999 пунктов и состав предоставляемой информации.

Значение индивидуального рейтинга обозначается на цветовой шкале, отражающей различные категории. Как пояснили в Национальном бюро кредитных историй, вводится четыре цветовых индикатора качества, за каждым из которых будет закреплен определенный диапазон рейтинговой шкалы. Красный цвет (от 1 до 179 баллов) означает низкое качество кредитоспособности, желтый (от 180 до 623 баллов) — среднее качество, светло-зеленый (от 624 до 912 баллов) — высокой качество кредитоспособности, ярко-зеленый (от 912 до 999 баллов) — очень высокое качество.

Также должны быть указаны факторы, наиболее сильно влияющие на показатель индивидуального рейтинга. Заемщик сможет в наглядной форме ознакомиться с оценкой своей кредитной истории в каждом квалифицированном бюро. Это позволит заемщикам лучше понимать, какие действия необходимо предпринимать для повышения качества кредитной истории и увеличения шансов на получение нужного кредита.

цветовой диапазон кредитного рейтинга заемщикоа
НБКИ

Новая шкала оценки — не единственное изменение в части кредитных историй. С 2022 года:

срок хранения кредитной истории сокращается с 10 до 7 лет.

Он будет рассчитываться в отношении каждой кредитной сделки, а не в целом для всей кредитной истории. 7 лет будут считаться от момента последнего изменения обязательства. Новый срок хранения обратной силы не имеет и распространяется на обязательства, изменения по которым произошли с 2022 года.

граждане смогут оспаривать информацию, содержащуюся в кредитной истории, через кредитора, предоставившего в БКИ эти данные.

Ранее для исправления информации заемщик мог обратиться только в БКИ. По новой схеме кредитор в течение 10 рабочих дней должен будет либо уведомить заемщика, что информация в кредитной истории корректна и изменений вноситься не будет, либо внести требуемые корректировки. Прежняя схема оспаривания, когда гражданин обращается в БКИ, которое затем взаимодействует с кредитором, также сохраняется. По новой схеме время оспаривания сокращается фактически в два раза.

кредитную историю можно будет восстановить, если часть ее утеряна, когда в отношении кредитора принимаются меры по предупреждению банкротства или проводится процедура банкротства.

Кредитор, которым управляет временная администрация или арбитражный управляющий, обязан по заявлению гражданина в течение 20 рабочих дней проверить документы, подтверждающие погашение кредита, сведения о котором были утрачены при передаче управления. И если этот факт подтвердится, то он должен направить в БКИ полную информацию.

системно значимые кредитные организации и банки с портфелем кредитов физлицам от 100 млрд рублей теперь обязаны представлять данные не менее чем в два БКИ (причем доля участия банка хотя бы в одном из них не должна превышать 10%).

Благодаря этому содержащаяся в кредитных историях информация в различных БКИ будет более полной. Это даст возможность точнее оценивать заемщиков и поддержит конкуренцию между БКИ.

в БКИ перестанут формироваться кредитные истории на основании запросов в бюро.

Если у гражданина не было обращений за кредитом (отказов по обращению за кредитом или действующих обязательств), то кредитная история при запросе его кредитного отчета не будет сформирована.

Эксперты нововведения оценивают положительно. Они говорят о том, что система кредитных оценок становится более открытой и интуитивно понятной для всех российских граждан. Однако наличие высокой или очень высокой степени кредитоспособности по индивидуальному рейтингу не гарантирует получение одобрения во всех банках.

«Обновленный кредитный рейтинг упростит задачу привлечения оптимального кредита, условия которого будут в наибольшей степени соответствовать качеству кредитной истории заемщика, — считает гендиректор НБКИ Александр Викулин. — Рекомендую всем россиянам в новом году рассчитать свой Персональный кредитный рейтинг, чтобы максимально быстро адаптироваться к новой шкале. Эта услуга по-прежнему будет предоставляться бесплатно и без ограничений».

Директор департамента по розничным рискам ПСБ Евгений Иванов говорит, что введение единой шкалы индивидуального рейтинга гражданина направлено на повышение финансовой грамотности населения. Так как вместе с рейтингом будут указаны факторы, сильно влияющие на него, то человек сможет оперативно отследить возможные ошибки или неточности в кредитной истории и своевременно оспорить их, а также понять, как его платежная дисциплина влияет на вероятность получения кредитов в будущем и скорректировать свое поведение.

«С точки зрения действующих процессов кредитования, введение рейтинга не повлияет на заемщиков, так как банки используют собственные внутренние и внешние рейтинги, на основе которых принимают решение о выдаче кредита. При этом нужно понимать, что модели банков учитывают специфику сегмента клиентов, которые преимущественно кредитуется у них. Поэтому категория по индивидуальному рейтингу необязательно будет совпадать с категорией по оценке банка, то есть наличие высокой или очень высокой степени кредитоспособности по индивидуальному рейтингу не гарантирует получение одобрения во всех банках, а лишь повышает вероятность получения положительного решения», — поясняет банкир.

Начальник управления розничных продаж АО «ТАТСОЦБАНК» Александр Тершуков отмечает, что нововведения — общемировая практика.

«Прекрасно, что и в России появилась такая возможность. Внедрение индивидуального рейтинга поможет обычному человеку понять, как его действия в финансовой сфере влияют на его кредитный рейтинг, сравнить себя с другими заемщиками. Думаю, что в конечном итоге это нововведение скажется и на платежной дисциплине клиентов, появится дополнительный, наглядный стимул не допускать мелких просрочек».

Ксения Долгова

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Новости
31 Октября 2024, 13:14

В Татарстане к зиме заготовлено 90% противогололедных материалов

Для обслуживания автодорог в это время года имеется 1109 единиц техники.

К зимнему сезону в Татарстане заготовлено 90% необходимых противогололедных материалов. Для обслуживания автодорог в это время года имеется 1109 единиц техники, сообщил Карим Нурмухаметов, руководитель сектора охраны труда и экологической безопасности миндортранса РТ.

Нурмухаметов отметил, что в городе к эксплуатации в зимний период также подготовили мостовые сооружения. Заготовку противогололедных материалов осуществляют 55 пескобаз дорожных организаций, а контроль метеоусловий и состояния дорог обеспечивают 83 автоматические дорожные метеостанции.

Ранее TatCenter писал, что международный аэропорт Казани перешел на зимний график работы с 27 октября.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: