В России с 2022 года начали действовать единые подходы к расчету квалифицированными бюро кредитных историй индивидуального рейтинга заемщика — стандартная шкала рейтинга от 1 до 999 пунктов и состав предоставляемой информации.
Значение индивидуального рейтинга обозначается на цветовой шкале, отражающей различные категории. Как пояснили в Национальном бюро кредитных историй, вводится четыре цветовых индикатора качества, за каждым из которых будет закреплен определенный диапазон рейтинговой шкалы. Красный цвет (от 1 до 179 баллов) означает низкое качество кредитоспособности, желтый (от 180 до 623 баллов) — среднее качество, светло-зеленый (от 624 до 912 баллов) — высокой качество кредитоспособности, ярко-зеленый (от 912 до 999 баллов) — очень высокое качество.
Также должны быть указаны факторы, наиболее сильно влияющие на показатель индивидуального рейтинга. Заемщик сможет в наглядной форме ознакомиться с оценкой своей кредитной истории в каждом квалифицированном бюро. Это позволит заемщикам лучше понимать, какие действия необходимо предпринимать для повышения качества кредитной истории и увеличения шансов на получение нужного кредита.
Новая шкала оценки — не единственное изменение в части кредитных историй. С 2022 года:
срок хранения кредитной истории сокращается с 10 до 7 лет.
Он будет рассчитываться в отношении каждой кредитной сделки, а не в целом для всей кредитной истории. 7 лет будут считаться от момента последнего изменения обязательства. Новый срок хранения обратной силы не имеет и распространяется на обязательства, изменения по которым произошли с 2022 года.
граждане смогут оспаривать информацию, содержащуюся в кредитной истории, через кредитора, предоставившего в БКИ эти данные.
Ранее для исправления информации заемщик мог обратиться только в БКИ. По новой схеме кредитор в течение 10 рабочих дней должен будет либо уведомить заемщика, что информация в кредитной истории корректна и изменений вноситься не будет, либо внести требуемые корректировки. Прежняя схема оспаривания, когда гражданин обращается в БКИ, которое затем взаимодействует с кредитором, также сохраняется. По новой схеме время оспаривания сокращается фактически в два раза.
кредитную историю можно будет восстановить, если часть ее утеряна, когда в отношении кредитора принимаются меры по предупреждению банкротства или проводится процедура банкротства.
Кредитор, которым управляет временная администрация или арбитражный управляющий, обязан по заявлению гражданина в течение 20 рабочих дней проверить документы, подтверждающие погашение кредита, сведения о котором были утрачены при передаче управления. И если этот факт подтвердится, то он должен направить в БКИ полную информацию.
системно значимые кредитные организации и банки с портфелем кредитов физлицам от 100 млрд рублей теперь обязаны представлять данные не менее чем в два БКИ (причем доля участия банка хотя бы в одном из них не должна превышать 10%).
Благодаря этому содержащаяся в кредитных историях информация в различных БКИ будет более полной. Это даст возможность точнее оценивать заемщиков и поддержит конкуренцию между БКИ.
в БКИ перестанут формироваться кредитные истории на основании запросов в бюро.
Если у гражданина не было обращений за кредитом (отказов по обращению за кредитом или действующих обязательств), то кредитная история при запросе его кредитного отчета не будет сформирована.
Эксперты нововведения оценивают положительно. Они говорят о том, что система кредитных оценок становится более открытой и интуитивно понятной для всех российских граждан. Однако наличие высокой или очень высокой степени кредитоспособности по индивидуальному рейтингу не гарантирует получение одобрения во всех банках.
Директор департамента по розничным рискам ПСБ Евгений Иванов говорит, что введение единой шкалы индивидуального рейтинга гражданина направлено на повышение финансовой грамотности населения. Так как вместе с рейтингом будут указаны факторы, сильно влияющие на него, то человек сможет оперативно отследить возможные ошибки или неточности в кредитной истории и своевременно оспорить их, а также понять, как его платежная дисциплина влияет на вероятность получения кредитов в будущем и скорректировать свое поведение.
Начальник управления розничных продаж АО «ТАТСОЦБАНК» Александр Тершуков отмечает, что нововведения — общемировая практика.
Ксения Долгова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: