Идея: от офлайн-кружка к онлайн-школе
— Максим, как появилась идея открыть онлайн-школу программирования?
— Еще в студенческие годы я заинтересовался и начал изучать программирование. Брал проекты на подработку, а когда окончил обучение, устроился на работу по специальности. Но быстро понял, что подработка в IT сфере приносила мне больше заработка и удовольствия, чем работа. Со временем появилась идея обучать детей востребованному навыку. «Кодиум» стартовал в Казани как офлайн-кружок программирования в мае 2018 года. К августу 2019 года мы развились до четырех филиалов и решили полностью сфокусироваться на онлайн-формате занятий.
— Почему?
— К нам постоянно обращались родители детей из других городов. Открыть школы программирования во всех городах потенциального спроса невозможно. Наши преподаватели стали проводить уроки дистанционно. Потребность росла. Я понял, что проект нужно трансформировать в онлайн-школу. Так мы поможем гораздо большему количеству детей получить ценные навыки в области IT. Кстати, по итогам 2020 года у нас было более 2,7 тыс. учеников в 56 странах.
— Круто. Но ведь программирование — сложная дисциплина. Дети нормально воспринимают такую информацию дистанционно?
⠀
— Согласен, программирование — не самый легкий навык, которым можно овладеть. Чтобы детям объяснить сложное просто, мы изначально стали применять игровую форму обучения. Дети знакомятся не только с теорией и алгоритмами, но и сами создают мини-игры, проекты — они сразу же применяют новые знания на практике. Ну, а с тем, что программирование— крайне востребованный навык сейчас вообще трудно спорить. Достаточно зайти на любой работный ресурс: именно программист — одна из самых высокооплачиваемых профессий. Плюс еще и в том, что владея основами программирования, можно с легкостью найти работу удаленно. Это открывает безграничные возможности.
«Кодиум» в цифрах, 2019/2020 гг.
Active user: 260/2720
Кол-во проведенных уроков: 3 872/54 970
Команда: 30/187 человек
Продажа Skyeng: как удалось выйти на сделку
— Очевидно, твой стартап достаточно быстро рос. И тем не менее… В августе 2021 года ты продал проект российской онлайн-школе английского языка Skyeng. Почему?
— Почувствовал, что мы достигли потолка. Тренд рынка онлайн-образования — консолидация. Полагаю, через несколько лет на рынке России и СНГ будет очень ограниченное количество ключевых игроков. Я хочу развиваться и продолжить путь с одним из них, а не просто остаться в отрасли.
— Как ты вышел на Skyeng?
— В 2019 году в Москве мы прошли отбор в акселератор EDTech-стартапов ED2, и на speed dating с инвесторами познакомились с управляющим партнером Skyeng Александром Ларьяновским. Он отметил нас как самый перспективный проект. Мы начали регулярно встречаться: спрашивали советы, показывали результаты и наш рост.
Через три месяца наступила пандемия. Мы мобилизовали ресурсы всей команды, «Кодиум» выстоял. Но именно старт пандемии ускорил решение: в 2020-м я обратился в Skyeng с предложением, а в 2021 году мы договорились о сделке.
— Какова сумма сделки?
— Сумму сделки мы не разглашаем. Скажу лишь, что все деньги решили реинвестировать в разработку новых продуктов. Задача номер один сейчас — расширение продуктовой линейки школы. Вторая задача — маркетинг. Чтобы расширить базу клиентов, нужно увеличить узнаваемость бренда среди аудитории.
— Как «Кодиум» встроится в вертикаль детского образования Skysmart?
— Программы курсов и методические пособия «Кодиума» адаптируем под интерактивную платформу онлайн-школы Skysmart. Полностью сохраним наш преподавательский состав, а также подходы к найму и обучению. Задача — бесшовно и безболезненно интегрировать существующих клиентов проекта в Skysmart — они продолжат обучение на технологической платформе школы, которая также обеспечивает доступ ко всей линейке предметов.
— А кто встанет у руля «Кодиума»?
— Я никуда не ухожу и продолжаю руководить направлением. Наша команда усилится экспертизой со стороны Skysmart в развитии продукта и маркетинга. А наш казанский стартап станет основой для полноценной школы профессий будущего — Skysmart Pro.
— Что это значит?
— Обучать детей здесь будут не только программированию, но и другим предметам. В такой школе ученики смогут овладеть всеми навыками, которые пригодятся в профессиях будущего, так или иначе связанных с IT.
Справка
Skyeng — российская онлайн-школа по изучению английского языка. Основана в 2012 году выпускниками МФТИ и МГТУ им. Баумана Георгием Соловьевым, Харитоном Матвеевым, Денисом Сметневым и Андреем Яунзем. В 2013 году проектом занялся экс-директор по международному развитию компании «Яндекс» Александр Ларьяновский, инвестировав в него $300 тыс. Skyeng входит в топ-30 дорогих компаний Рунета по версии Forbes и возглавляет топ-35 EdTech-компаний России по версии РБК. Обучение в школе проходит на собственной образовательной платформе Vimbox, которая хранит весь образовательный контент, аудио- и видеофайлы. Платформа интегрирована с личным словарем и мобильным приложением.
Skysmart — онлайн-школа для детей и подростков. Открылась на базе Skyeng в 2019 году. В перечень предметов входят английский язык, математика, русский язык, физика, обществознание, шахматы, программирование, а также подготовка к ОГЭ и ЕГЭ и курсы для дошкольников.
Skysmart Pro — онлайн-школа будущих профессий, возникшая в 2021 году после приобретения школой Skysmart проекта «Кодиум».
Инвесторы ценят прозрачность
— Максим, финансирование — ключевой запрос бизнеса. Тебе для развития удалось привлечь крупного инвестора. О чем важно знать стартаперам, которые сейчас находятся в поиске денег?
— Инвесторы любят конкретику. Четко прорисовывайте стратегические характеристики компании — это повышает интерес к проекту. Должна быть сформулирована Big idea, ее критерии (монопольность, эффективность работы на масштабе) — это основа для выстраивания большого бизнеса.
Рынок, на который вы выходите, должен быть большим, интересным и иметь тенденцию к консолидации. Покажите, что в перспективе вы займете большую долю большого рынка, который к тому же может в скором времени глобализоваться.
И третье — инвестора убедит ваш проект, если есть сильная команда и люди, готовые драйвить развитие вашей идеи. Важно помнить, что инвестор не обязан и не будет решать проблемы вашей компании. Он помогает продвинуться, увеличить скорость роста… Но для интенсивного включения в ваш рост, инвестор должен видеть способность фаундера самостоятельно решать возникающие проблемы.
Еще могу посоветовать не закрываться. Инвесторы ценят прозрачность в работе со стартапами. Будьте максимально открыты: присылайте презентации, рассказывайте новости, делитесь аналитикой и планами, показывайте, как вы претворяете их в жизнь… Это поможет привлечь партнера и даст бизнесу шанс на рост и развитие.
Беседовала Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: