Гостиничный бизнес Казани восстанавливается после кризиса, вызванного пандемией. Участники рынка отмечают явное преобладание индивидуального туризма в общем объеме турпотока и называют серьезной проблемой отрасли нехватку обслуживающего персонала.
В этом году увеличению турпотока и загрузке отелей способствуют:
закрытые границы многих стран,
нежелание россиян выезжать за рубеж из-за нестабильной эпидемиологической ситуации,
действующая в России программа кешбэка.
Удалось ли гостиничной отрасли по финансовым показателям в этом году вернуться к уровню 2019 года? Этот вопрос TatCenter адресовал руководителю центра стратегических разработок союза туризма и гостеприимства Роману Еремяну.
Справка
Союз туризма и гостеприимства объединяет более 2000 предприятий сферы туризма и гостеприимства в сорока регионах страны. Он консолидирует региональные и межрегиональные профессиональные ассоциации для выстраивания государственно-частного партнерства.
Роман Еремян отметил, что самое глубокое падение доходов в период пандемии пережили отели крупных городов, а темп восстановления зависит от конкретного региона. Однако даже там, где турпоток нарастает, например, в Казани, говорить о рентабельности гостиничного бизнеса пока сложно в связи с девальвацией рубля и ростом цен.
Казанские отели вернули докризисную загрузку
Управляющие гостиниц Казани единодушно отмечают высокую загрузку в новогодние каникулы и майские праздники. Между этими пиковыми датами и после них в отелях ситуация складывалась по-разному, но гостиницы не пустовали, а значит, можно с уверенностью констатировать: по загрузке в первом полугодии отели вернулись к показателям 2019 года.
Управляющий отеля «Ногай» Виталий Большаков говорит, что загрузка за январь-май 2019 года составляла 62%, аналогичный период 2021 года — 59%. «Январь в этом году был лучше допандемийного, а февраль и март хуже, т.к. сократилось количество мероприятий в городе».
По словам генерального директора Courtyard by Marriott Kazan Kremlin Натальи Осиповой, отель в этом году вышел на показатели, сопоставимые с успешным 2019 годом.
Президент Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина, указывает на довольно высокий спрос на размещение в отелях в этом году, однако действует он в пределах ценового порога.
Управляющий отеля «Ибис» Тимур Хайбулин отмечает рост тарифов на коммунальные услуги, расходов на зарплаты персонала, цен на продукты питания, средства гигиены и бытовой химии. По его словам, увеличение этих статей затрат в значительной степени нейтрализует высокую загрузку и не позволяет говорить о прибыльности гостиничного бизнеса. Тем более, что цены на номера даже в пиковые даты в связи с большим спросом поднимались на 5−10%, но не более.
В этом летнем сезоне серьезно снизила процент загрузки казанских отелей отмена чартерных рейсов.
В лидеры выходит индивидуальный туризм
Участники рынка наиболее заметной тенденцией этого года называют перевес индивидуального туризма на общем фоне.
Доля группового и бизнес-туризма по-прежнему значительно ниже, чем в 2019 году. Пока далеко до восстановления сегменту мероприятий и банкетов, тем более, что до сих пор действует ряд ограничений, а количество мероприятий сократилось в разы.
Виталий Большаков отмечает негативное влияние пандемии на гостиничный бизнес и сегодня. Так, ограничения по количеству людей в помещении отрицательно сказываются на качестве услуг, к примеру, рассадка гостей в ресторане на завтраке в соответствии с новыми правилами иногда приводит к возникновению очереди.
Пандемия оставила отели без обслуживающего персонала
Серьезным последствием пандемии стал острый дефицит кадров, прежде всего, простых рабочих специальностей. Эксперты выделяют три основные причины:
в период пандемии многие уехали из больших городов в свои регионы и уже не планируют возвращаться;
значительную долю обслуживающего персонала перетянули к себе южные регионы страны;
стремительно растущая отрасль онлайн-торговли и доставки забирает человеческие ресурсы.
Отелю Courtyard by Marriott Kazan Kremlin в период пандемии удалось сохранить весь штатный персонал, однако, по словам Натальи Осиповой, в дни высокой загрузки ощутима нехватка линейного персонала: официантов, горничных, сотрудников служб приема и размещения.
По словам Гульнары Сафиной, доходит до того, что порой гостиницы не могут брать бронирование, т. к. не в состоянии обслуживать проживающих.
Пандемия не ослабила конкуренцию
В период пандемии некоторые отели прекратили работу, кто-то балансировал на грани закрытия, однако ослабления конкуренции участники рынка не ощущают, скорее наоборот. По словам Тимура Хайбулина, она становится более жесткой за счет появления на рынке большого количества арендных квартир, которые составляют конкуренцию гостиничному фонду Татарстана.
Наталья Осипова отмечает появление в Казани новых объектов размещения.
Ждем изменений налогообложения
Участники гостиничного рынка в Казани первостепенной для развития бизнеса задачей видят корректировку налогообложения.
Роман Еремян уверен, что создать условия для полноценного развития отрасли получится только после изменений законодательства по:
налогообложению,
землепользованию,
правилам ГЧП,
системе кредитования.
По словам эксперта, эти аспекты определяют ситуацию в отрасли. И пока они не поменяются, рентабельность инвестиций в гостиничную сферу будет оставаться отрицательной.
Нина Максимова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: