Экосистемы как тренд в бизнесе
Согласно исследованию, проведенному институтом BCG Henderson, в ежегодных отчетах термин «бизнес-экосистема» сейчас встречается в 13 раз чаще, чем десять лет назад. Это подтверждает тот факт, что не только термин, но и сама система прочно укоренилась в числе важнейших управленческих методик.
Экосистемы выводят отношения «компания-клиент» на новый уровень, меняют пользовательское поведение и способствуют развитию отрасли в целом
В развитии экосистем все компании в первую очередь нацелены на удовлетворение потребностей своих клиентов. Сервисы и продукты взаимодополняют друг друга, обеспечивая целостность подхода, а использование аналитики big data позволяет предсказывать запросы и ожидания клиентов. На основании этих данных специалисты формируют наиболее востребованные или персональные предложения, тем самым стимулируя продажи и повышая лояльность к компании.
При этом компании с эффективными экосистемами способствуют и развитию здоровой конкуренции на рынке. Они мотивируют других игроков пересматривать свои стратегии, консолидировать усилия, менять собственные подходы.
Такие компании ведут за собой, вынуждают отстающих перенимать лидерские подходы и по-другому взаимодействовать с потребителями, которые уже привыкли к использованию услуг экосистем.
Одним из успешных примеров такого подхода на телеком-рынке несколько лет назад стал запуск стратегии «другие правила» Tele2. Тогда термин «экосистема» еще не был так популярен, однако суть коммуникационной платформы оператора уже четко отражала новый тренд, который впоследствии быстро набрал обороты в отрасли.
Как выстроена экосистема у Tele2
Важным элементом формирования эффективной экосистемы оператора стала программа лояльности «Больше». Это свыше ста предложений от более 70 партнеров в самых разных направлениях — еда, развлечения, спорт, шоппинг, образование и многое другое. Программа лояльности рассчитана на индивидуальные предпочтения клиентов и их интересы. Абонентам предлагают несколько способов сэкономить — получить подарок, воспользоваться кешбэком или активировать скидку на товары и услуги партнеров. Для этого достаточно один раз зарегистрироваться в программе. Подходящие предложения можно выбрать в онлайн-каталоге.
Одна из самых любимых клиентами акции в рамках программы лояльности — «Понедельники Tele2». Шесть счастливых понедельников, когда абоненты могут начать свою рабочую неделю с приятных бонусов и подарков. В этом году Tele2 не только расширила список партнеров, но и увеличила количество возможных подарков в один день. Сейчас из десятка предложений можно выбрать три самых актуальных и нужных. Кофе и мороженое в Макдоналдсе, скидки на поездки в такси Gett и на покупки в интернет-магазинах Lamoda и Aliexpress, месяц бесплатных занятий английским от Skyeng и многое другое.
Программа позволяет не только сэкономить (а в первую волну программы с августа по ноябрь 2020 года экономия абонентов только на кофе превысила 400 тыс. рублей), но и приятно провести время. Например, сейчас начать свой понедельник можно выпив чашку капучино, съев мороженое и уехав на такси на работу. Целых три подарка каждый понедельник.
Кто-то верит в программы лояльности, кто-то до сих пор нет. Мы же попробовали, и увидели, что это работает. И не просто работает — предложения востребованы у клиентов и динамика активности участников программы подтверждает и даже опережает наши прогнозы.
Наше преимущество в том, что в развитии экосистемы Tele2 мы вновь пошли по своему, альтернативному пути. Мы не стали покупать готовые сервисы или проекты, как это сейчас делают многие крупные компании. Мы решили партнерствовать с компаниями, которые уже умеют качественно делать свой бизнес. Например, мы не видим смысла покупать компанию, которая делает пиццу, поэтому мы работаем с «Додо Пиццей» — лидером в этом сегменте с потрясающим качеством менеджмента.
И в этом мы видим главный плюс: каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается. Выигрываем мы, выигрывают наши клиенты и выигрывают наши партнеры. Это правильная синергия, которая позволяет качественно работать, выстраивать эффективную экосистему для пользователей и получать удовольствие от того, что мы делаем.
Директор казанского филиала Tele2
Марат Кабанов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: