Разобраться
26 Октября 2020, 13:30

Выездная налоговая проверка: когда ждать, к чему готовиться

«Если выездная пришла, ₽3 млн минимум она доначислит», — констатирует Альбина Губайдуллина. Аккредитованный судебно-бухгалтерский эксперт объяснила, как подготовиться к выездной налоговой проверке, какие источники мониторят инспекторы, чтобы узнать о вашем бизнесе все, и что служит явным сигналом надвигающегося визита.

По данным ФНС России, бюджет на 76% состоит из налогов, при этом рост экономики за последние пять лет составил 2,4%, а налоговые поступления — более 38%. Такой существенный прирост образовывается в основном за счет выездных налоговых проверок.

Чтобы избежать проверки, предпринимателям важно знать, какие источники информации используют фискальные органы. Сейчас налоговая отслеживает разноплановую информацию о бизнесе, инспекторы анализируют буквально все, в том числе:

действия, совершенные с имуществом;

всю информацию о бракоразводных процессах, т.к. совершается много операций по дроблению бизнеса с использованием брачных контрактов, фиктивных бракоразводных процессов;

социальные сети;

публикации в СМИ;

объявления на HeadHunter.

На решение о проверке может повлиять, например, соотнесение размещенных компанией вакансий и размера зарплаты в них с информацией из официальных справок 2-НДФЛ, с целью выявления потребности в наличных денежных средствах компании.

Важно помнить, что проверяется и информация партнеров компании, она может показать, есть ли и какие у объекта проверки источники получения наличных ресурсов. Это могут быть и фирмы-однодневки, и партнеры — индивидуальные предприниматели, которые оказывают маркетинговые услуги, ведут бухобслуживание и пр.

В результате анализа всей этой информации налоговая инспекция делает заключение о необходимости проведения выездной проверки.

Инспектор заинтересован взыскать не менее ₽3 млн

Если раньше мотивация налогового сотрудника была привязана к сумме доначисления, то есть задача была прийти на предприятие, доначислить и уйти, то теперь инспектор заинтересован взыскать.

В суды вместе с налоговым юристом теперь приходит непосредственно инспектор.

Знаком того, что к вам скоро придут с выездной проверкой, являются не только запросы вне рамок налоговой проверки, но и, по большей части, запросы относительно дебиторской и кредиторской задолженности, имущества компании и учредителей.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. На этапе предпроверки анализируется имущественное положение компании, ее учредителей, руководителей, членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей.

Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Общая тенденция такова: количество проверок сокращается, а сумма взысканий существенно увеличивается. Выездные налоговые проверки с планируемой суммой доначисления более 15 млн руб. теперь проходят вместе с органами ОБЭП.

В соответствии с официальной статистикой ФНС, средняя сумма доначисления по результатам налоговой проверки составляет 23 100 руб., а пороговой суммой инициирования налоговой проверки является 3 млн рублей.

Если к вам пришли и доначислили меньше 3 млн рублей, в отношении инспектора начинается служебное расследование: почему налоговая служба затратила свои ресурсы, пришла с проверкой, а доначисление оказалось незначительным. Так что, если выездная пришла, 3 млн минимум она у вас заберет, а в идеале для проверяющих — 5 млн рублей.

Альбина Губайдуллина напоминает, что погашение недоимки по результатам налоговой проверки может происходить, как за счет самой компании, так и ее учредителей (выгодоприобретателей)
Фото ТПП РТ

Договор — главный козырь налогового планирования бизнеса

Налоговая служба контролирует значительный пласт информации, но это не должно тормозить налоговое планирование. Структура бизнеса фискальному ведомству видна, однако договоры, регулирующие взаимодействие ООО, ИП в структуре вашего бизнеса, налоговая не увидит, не сделав специального запроса.

Именно договоры и являются ключевым инструментом, как налогового планирования, так и существенных рисков. Каждый договор должен проходить не только процедуру согласования с юристами, но и с финансовым директором, главным бухгалтером в целях минимизации налоговых последствий.

Изменилась и процедура проведения выездной налоговой проверки. Если раньше инспекторы приезжали в организацию, сидели и проверяли на месте, то теперь, как правило, проверка состоит в отправке требований и получении ответа, а также опросе сотрудников, причем как работающих, так и уволенных.

Сотрудники могут дать проверяющим очень много ценной информации о компании. Скажем, сотрудник опишет, как работал над определенным проектом, а по документам его выполняла фирма-подрядчик, операции с которой носили исключительно формальный характер.

Налоговая взяла под контроль манипулирование ценами

В рейтинге популярности дел о налоговых нарушениях 89% составляют фирмы-однодневки. Топ-3 выглядит так:

Фирмы-однодневки.

Случаи дробления бизнеса. Раньше в актах проверок преобладали подчерковедческие экспертизы, свидетельствовавшие, что документ подписало не уполномоченное лицо. А сегодня акты налоговых проверок пестрят IP и MAC-адресами. В отчете о проверке может быть прописано, что отчетность отправлена с одного IP и MAC-адреса, значит, это аффилированные предприятия.

Офшоры. Все операции, связанные с иностранным движением капитала, находятся под особым контролем.

Обратите внимание и еще на один рисковый момент: манипулирование ценами внутри группы компаний и между аффилированными лицами.

Случай из практики

Организация берет в лизинг автомобиль представительского класса за 5-6 млн рублей. Через три года машину выкупают, в договоре указана выкупная стоимость, скажем, 10 тыс. рублей. Объект самортизировался полностью методом ускоренной амортизации, и принимается решение продать его собственнику за 20 тыс. рублей.

Налоговая приходит и доначисляет налог на прибыль и НДС с рыночной цены. К примеру, сегодня автомобиль стоит на рынке уже не 6, а 3 млн рублей, соответственно, предприниматель должен доплатить НДС и налог на прибыль с 2,980 млн рублей, потому что операция совершена между аффилированными лицами.

Налоговики получили возможность контролировать уровень рыночности цен в рамках выездных проверок, если у них есть подозрения, что это повлияло на налоговую базу.

Защитить предпринимателя в такой ситуации может оценка эксперта, но она должна быть примерно в той же ценовой категории, потому что автомобиль за 10 тыс. рублей явно вызовет сомнения. При этом налоговая может провести свою экспертизу, потом вы встретитесь в суде, и суд назначит третьего независимого эксперта. К этому надо быть готовым, а отчет оценщика должен быть обоснованным.

Дробление бизнеса необходимо обосновать

Руководство компании не должно совершать действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. К таким действиям относятся фирмы-однодневки, а также дробление бизнеса.

Дроблением считается даже то, что у предпринимателя одно предприятие работает с НДС, а другое без НДС. Собственник может объяснить такую ситуацию своим правом выбора налогового режима. Но если инспекция не увидит в этом никаких предпринимательских целей, а только стремление получить налоговую выгоду, то владельца обяжут доплатить, т.к. бюджет пострадал от его действий.

Деление предприятий на работающие с НДС и по упрощенке должно иметь под собой обоснование. В качестве аргументов можно использовать разную мотивацию сотрудников, различные взаимоотношения с клиентами и т. д.

Если вы докажете налоговому инспектору свои цели, предпринимательскую мотивацию, сможете обосновать свою позицию. В противном случае ситуацию признают дроблением со всеми вытекающими последствиями.

Альбина Губайдуллина,
доцент, лектор программ MBA, DBA,
аккредитованный судебно-бухгалтерский эксперт

аудиторская фирма «Палладиум»

Записала Нина Максимова

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Новости
12 Декабря 2024, 17:31

Субъектам МСБ в РТ передали в аренду 284 объекта госимущества

В том числе в текущем году — 35.

В Татарстане для субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан предлагается в аренду 956 свободных объектов недвижимости. На данный момент субъекты МСП уже получили 284 объекта государственного и муниципального имущества на льготных условиях по договорам аренды. Из них 35 объектов были переданы в этом году.

Малые и средние предприятия используют арендованные объекты для производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции, предоставления коммунальных и бытовых услуг населению, строительства и реконструкции соцобъектов, производства продуктов питания, промышленных товаров, лекарств и медицинских изделий.

Напомним, оборот малого и среднего бизнеса в Татарстане в 2023 году превысил 2,5 трлн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: