Татарстан намерен развивать потребительскую кооперацию. Создать сельскохозяйственные кооперативы планируется во всех сферах отрасли, сообщил глава минсельхозпрода РТ Марат Зяббаров. Веский аргумент в пользу кооперативов, а их сейчас в Татарстане 123, денежная выручка: по итогам первого полугодия она превысила 2,7 млрд рублей, что в три раза больше показателя аналогичного периода прошлого года.
Руководители кооперативов видят перспективы не только в увеличении прибыли, но и в целом в развитии деловой активности на селе. Наращивать производство и запускать новые проекты позволяют и меры господдержки: в последние годы гранты получили 74 кооператива республики, расходуются деньги в основном на создание предприятий по переработке продукции.
Без инфраструктуры поголовье КРС не вырастет
Одним из получателей гранта в размере 40 млн рублей в этом году стал кооператив «Нижнекамский». Как рассказал TatCenter зампредправления Евгений Абрамов, средства направлены на создание нового производства — мясозабойного цеха и цеха переработки мяса. Запуск планируется на 2021 год.
Евгений Абрамов уверен, что запуск производства приведет к увеличению стада КРС в районе, т.к. у фермеров появится новое направление работы с гарантированным доходом. Руководство кооператива будет помогать участникам с приобретением бычков и со сбытом мяса. «Распределять бычков по личным хозяйствам в течение года будем таким образом, чтобы мы потом сами же могли переработать сданное фермерами мясо», — говорит он.
Кстати, опыт работы в переработке у кооператива уже есть: три года действует овощной цех, продукцию которого покупают пищевые комбинаты Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Елабуги, а также крупные торговые сети вроде «Бахетле» и «Пятерочки». Им же руководство кооператива надеется продавать и мясо.
Будущее за переработкой, но нужны деньги
Председатель кооператива «Умырзая» Рамиль Гарипов придерживается аналогичного мнения. Он уверен, что создание новых цехов в районах республики дает толчок к развитию поставщиков продукции КРС: наладив сбыт и получив в лице кооператива постоянного покупателя, фермеры будут охотнее наращивать объемы.
Рамис Сахапов, председатель сельхозкооператива «Баракат» из Азнакаевского района, также связывает общий рост деловой активности на селе именно с развитием кооперативов. «Баракат» поставляет цельное охлажденное молоко на Альметьевский, Муслюмовский, Азнакаевский, Бугульминский молочные комбинаты, а переработанное — в розничные магазины. Пока вся продукция реализуется на территории республики, в планах — найти сбыт и за пределами Татарстана.
В этом году кооператив в виде гранта привлек 7 млн рублей и закупил новое оборудование для охлаждения и переработки молока. Объем переработки уже возрос с 6 до 15 тонн в сутки, а после полного ввода в эксплуатацию нового оборудования достигнет 30 тонн в сутки.
Нет овощехранилищ — продаем с поля в убыток
Схожие проблемы есть и в сегменте овощеводства, одна из самых острых — отсутствие современных хранилищ. По словам Евгения Абрамова, хранить овощи в течение долгого времени просто негде.
Сами фермеры и даже кооперативы построить полноценное овощехранилище не могут: инвестиции порядка 70 млн рублей в один объект при длительном сроке окупаемости им просто не по плечу. А потребность в универсальных овощехранилищах есть во всех районах республики, говорит предприниматель.
Плюсы кооперации: отлаженные процессы и сбыт
По данным минсельхозпрода республики, в Татарстане в 2019 году в сельхозкооперативы вступило более 3 тыс. новых членов, а в первом полугодии этого года кооперативы приняли уже 1756 фермеров и хозяйств. Ключевое преимущество объединения — гарантированный сбыт продукции.
Рамиль Гарипов отмечает, что у членов кооператива ни зимой, ни летом нет проблем с реализацией живого скота, и платит кооператив больше, чем посредники. Продукция реализуется не только на территории республики: около 70% уходит в Удмуртию, Московскую область. В Татарстане «Умырзая» поставляет мясо в Казань, а также обеспечивает Сабинский район, в том числе детские сады и школы.
Рассуждая о преимуществах для участников, Евгений Абрамов выделяет также выстроенную и продуманную цепочку бизнес-процессов.
Рамис Сахапов убежден, что решать такие вопросы, как, например, ветосмотр коров или лабораторная проверка молока, в индивидуальном порядке неудобно, да и неправильно. Он также считает, что фермерам будет лучше в кооперативах, ведь они оказывают поддержку участникам на каждом этапе производства. Так, в животноводстве и молочном скотоводстве кооператив:
закупает нетелей организованно, а значит, по более низкой цене;
доставляет коров в хозяйства, освобождая членов кооператива от решения транспортного вопроса;
приглашает ветеринара для осмотра скота;
следит за качеством продукта и помогает его улучшать: действует собственная лаборатория, и после проверки молока фермеры получают рекомендации о корректировке рациона коров;
покупает у производителей молоко по более выгодной цене.
Проще самим: почему КФХ работают самостоятельно
Несмотря на казалось бы многочисленные преимущества далеко не все хозяйства республики считают целесообразным вступать в кооперативы. Ведь гранты есть и для них, они позволяют хозяйству развивать сельхозпроизводство самостоятельно. Глава КФХ Минсине Латыпова рассказала TatCenter, что благодаря господдержке построила ферму, закупила роботов-дояров и нетелей, наладила сбыт.
Самостоятельно работает и глава КФХ Сергей Щекин. С помощью гранта он построил ферму и приобрел трактор. Молоко сдает посреднику, который далее поставляет его производителю сыра и другим переработчикам. Фермера такой путь вполне устраивает, он планирует привлечь еще один грант и построить новую молочную ферму.
Нина Максимова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: